Общество
Общество
Приморский край
0

Первый блин комом. Приморье разбирается с последствиями провалившейся мусорной реформы

Олег Кожемяко официально признал провал мусорной реформы в крае
Олег Кожемяко официально признал провал мусорной реформы в крае

На этой неделе губернатор Приморья Олег Кожемяко официально признал провал мусорной реформы в крае. Проблема, прямо сказать, назревшая: фактический коллапс в сфере вывоза мусора наблюдался всю зиму. При этом к реформе готовились загодя: для ее подготовки у региона был целый год. В том, что пошло не так и как власти намерены провести работу над ошибками, разбирался «ФедералПресс».

Во всем виноваты подрядчики

1 января правительство региона внедрило новую систему обращения с отходами. В крае появился КГУП «Приморский региональный оператор», несколько подрядчиков заключили с ним договоры о вывозе мусора. Однако с первых же дней реформа начала буксовать. Сильнее всего на себе это ощутил Владивосток: в двух крупных районах города попросту перестали вывозить отходы. Проблемы были и с квитанциями, которые в феврале рассылал приморцам «Первый региональный оператор». Во многих платежках были указаны неверные данные. Проблема достигла такого масштаба, что чиновникам даже пришлось запустить горячую линию по приему жалоб.

Ситуацию не спасли даже крупные штрафы, которые начали выписывать компаниям за то, что они не вывозят мусор. Олег Кожемяко пригрозил, что подрядчиков внесут в список недобросовестных фирм и лишат возможности участвовать в тендерах. Это не помогло: в феврале Приморский край фактически утопал в отходах.

Столь пристальное внимание властей к проблеме вполне объяснимо: она стала грозить имиджевыми потерями. Тем более что Приморский край подключился к мусорной реформе с задержкой. Как пояснил глава края, ее отложили на целый год. За это время региональный оператор и подрядчики должны были подготовиться и наладить механизм работы.

Что конкретно пошло не так? Как рассказала «ФедералПресс» зампредседателя правительства Приморского края Елена Пархоменко, проблема эта не системная. В крае действительно разработали механизмы, которые позволят оптимизировать работу с отходами. Однако когда дело дошло до выполнения, все полетело в тартарары. Причина этого – некомпетентность подрядчиков.

«Во Владивостоке, например, сложности возникли из-за неподготовленности отдельных перевозчиков к работе. Речь идет о Ленинском и Первомайском районах. У компаний не хватало техники, у них отсутствовала продуманная логистика. Если говорить о ситуации с неправильными квитанциями – это промах регионального оператора. Как оказалось, у него не было единой базы абонентов. В итоге люди получили некорректные квитанции за вывоз мусора», – пояснила она.

Один из главных «виновников торжества», компания «Даль-Эко», ссылался на слишком большой объем посленовогоднего мусора, а также пенял на нерадивых предшественников. Это стало причиной настоящего разноса, который устроил руководству предприятия Олег Кожемяко. Он отметил, что компания знала, на что идет – а потому обязана выполнить работу.

«Как вы это будете делать – ваша забота. Никто вас не заставлял участвовать в конкурсах. И разговоры о том, что мусора стало больше в праздники, несерьезны. Это не какое-то неожиданное событие, вы должны были предвидеть это. Для серьезного бизнеса, как вы себя позиционируете, это отговорки, не причины», – подчеркнул губернатор.

Мусорная монополия

Возникает резонный вопрос: если речь идет не о сбое в системе, а об ошибке одного подрядчика, почему во Владивостоке проблема стала настолько острой? Причина проста: фактически сферу вывоза отходов в приморской столице попытались монополизировать. Почти все подрядчики, которые занялись реализацией мусорной реформы, так или иначе связаны с фигурой экс-мэра Владивостока Владимира Николаева. Под их контролем оказались четыре района города из пяти.

Ленинский и Первомайский районы отдали на обслуживание компании «Даль-Эко». Одним из ее бывших учредителей является мать экс-градоначальника, Раиса Николаева. Контракты с компанией заключались более чем серьезные. Так, из Первомайского района ООО «Даль-Эко» должно было за два года вывезти почти 90 тысяч тонн мусора. На эту деятельность им выделили 231 миллион рублей. В Ленинском районе, согласно данным ИАС Seldon.Basis, сумма контракта с этим предприятием составляет 246 миллионов рублей. Здесь подрядчику нужно вывезти 88 тысяч тонн отходов за 24 месяца.

В Первореченском районе хозяйничает компания «Чистый город», в Советском – «Город Н». Обе фирмы учредил Алан Аланович Будаев. Это сын одного из сторонников Владимира Николаева, вице-мэра Алана Будаева. Лишь Фрунзенский район отошел к независимому подрядчику – компании «Чистый сервис НСК» из Новосибирска. К слову, там с реализацией мусорной реформы все обстоит довольно неплохо.

Фактически три из четырех подрядчиков косвенно связаны между собой. Получилась этакая негласная монополия.Думается, этим и объясняется одновременный провал их работы. Как отмечает политолог Павел Наливайко, компании просто переоценили свои возможности.

«Очевидно, что они не рассчитывали на такой масштаб работы и просто не справляются. Наверное, не обошлось без надежды на авось. С одной стороны, это личная вина владельцев компаний. С другой стороны – серьезный просчет мэрии, давшей таким игрокам тендеры», – отметил он.

Хотя чиновников тоже можно понять. Формально компании между собой не связаны, к Владимиру Николаеву они официально также не имеют отношения. Конечно, череду совпадений, связанных с их учредителями, игнорировать сложно. Однако этот момент власти как раз упустили.

Денежные вливания и новые спецмашины

Сейчас приморские власти спешно разбираются с последствиями мусорного коллапса. Так, у компании «Даль-Эко» отобрали Ленинский район. Елена Пархоменко признала, что подрядчик не справился со своей работой, и теперь правительство планирует заключить договор с компанией «Родник». Это предприятие работает в Приморье с 2007 года – и, что немаловажно, не имеет ни малейшего отношения к Николаеву.

«Сейчас правительство смотрит, как отрабатываются маршруты в Первомайском районе. Там зафиксировано много жалоб, особенно после снегопада. Все это фиксируется, составляются акты, а потом на основании этого выписываются штрафы и направляются претензии. Мы и тут будем разукрупнять компанию. Сейчас ведется диалог с рядом предприятий, которые могут зайти на эти маршруты», – сообщила Пархоменко.

Как отметила чиновница, правительство намерено сделать все возможное, чтобы работа по уборке отходов в регионе шла без перебоев. Речь идет, в том числе, о дополнительных денежных вливаниях. Помимо ранее заявленных 220 миллионов рублей, выделенных из бюджета на мусорную реформу, правительство потратит 75 миллионов рублейна спецмашины, которых ощутимо не хватает региональному оператору.

«На сегодняшний день бюджет Приморья содержит расходы в размере 75 миллионов рублей на приобретение девяти единиц техники, которая будет работать в разных районах края. Это мусоровозы и самосвалы для Лазовского, Ольгинского, Чугуевского, Красноармейского, Тернейского и Яковлевского районов, для отдаленных населенных пунктов», – отметила Пархоменко.

В этих районах ощущается нехватка перевозчиков, поэтому вывозом отходов займется непосредственно региональный оператор. Сейчас правительство проводит оценку, сколько именно нужно закупить спецмашин для крупных городов Приморья.

Часть средств также уйдет на строительство дополнительных контейнерных площадок. В частном секторе их не хватает, поэтому подрядчики должны были заняться строительством. Однако региональный оператор уже закупил 300 новых контейнеров и занимается подготовкой к постройке.

Так что к концу зимы перспективы мусорной реформы в крае стали на порядок лучше. Краевые власти постепенно избавляются от владивостокской монополии и стараются выйти из кризиса с минимальными потерями. Конечно, приморцам придется подождать: исправление ошибок реформы займет время.

Сюжет по этой теме
6 февраля 2019, 16:07

Мусорная реформа

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Google Plus 1