Каждый день – новые сводки. Эпидемия коронавируса продолжает распространяться по российской территории. В этих условиях власть обратилась к крупному бизнесу с призывом помочь искоренить инфекцию в стране. Некоторые предприниматели внесли посильный вклад «живыми деньгами». Однако, по мнению экспертов, полное выполнение требований президента и правительства – уже значительная помощь в борьбе с COVID-19. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Миллиард с миллиардера
Поведение граждан в сложные для страны времена является своего рода проверкой: есть здесь гражданское общество или нет? Насколько большую роль в жизни общества играет государство? После пары недель усиленной борьбы с коронавирусом с уверенностью можно сказать, что гражданское общество в России есть, а определяющую роль во многом играет государство. Поначалу многие отнеслись несерьезно к угрозе распространения инфекции, но уже сейчас (и даже без штрафов!) люди ведут себя осознанно и соблюдают режим самоизоляции. Государство же продолжает запрещать, защищать и призывать.
А что же крупный бизнес? С мелким и средним все понятно… Этому сегменту самому бы выжить. Но крупный-то должен найти в себе силы помочь российским гражданам! Тем более что еще в середине марта премьер Михаил Мишустин обратился: «Прошу крупные корпорации включить все свои ресурсы для противостояния распространению коронавирусной инфекции, <…> а также направить предложения по участию бизнеса в реализации действий правительства и региональных администраций в борьбе с вирусом».
Одним из первых на призыв главы правительства откликнулся владелец и гендиректор «Норильского никеля» Владимир Потанин, который пожертвовал в пользу наиболее незащищенных слоев населения миллиард рублей. Такую же посильную лепту решила внести и «Альфа-групп» Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева.
В беседе с «ФедералПресс» председатель комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков напомнил о том, что свой вклад в борьбу с COVID-19 вносят и банки, в том числе и государственные. «И (глава Сбербанка – прим. ред.) Греф, и (председатель правления ВТБ – прим. ред.) Костин сразу же включились в различные программы реструктуризации кредитов для бизнеса, например, в программу предоставления беспроцентных кредитов при поддержке Банка России. Я бы выделил и Альфа-Банк, который выделил живые деньги. Я знаю, что многие другие банки сейчас также работают со своими клиентами. Таким образом, они её пытаются сохранить», – сказал Аксаков.
Впрочем, как отметила доцент экономического факультета МГУ, доктор экономических наук Нина Миклашевская, «заслуживают внимания и уважения действия тех бизнесменов, которые вносят вклад в решение проблемы в такой сложный момент для страны». «Если человек не хочет этого делать – это его личное дело», – добавила она.
Триггер – инвестиционный процесс
По мнению большинства экспертов создание каких-либо фондов по борьбе с коронавирусом – не главное, чем большой бизнес может помочь российским гражданам. Как считает бывший министр экономики РФ, доктор экономических наук Андрей Нечаев, реакция бизнеса в контексте помощи может быть только одна: необходимо как можно дольше сохранять рабочие места.
По мнению экономиста, выполнение решений правительства и президента, объявивших выходные «за счет бизнеса», уже является «серьезной социальной ответственностью». «Бизнес доходов не получает, доходов у него нет, а издержки он должен нести, включая заработную плату без всякой компенсации со стороны государства. Нести издержки, не получая доходов? Значительная часть малого и среднего бизнеса точно обанкротится», – спрогнозировал Нечаев.
О сложностях для бизнеса, как мелкого, так и самого крупного «ФедералПресс» рассказала и доцент экономфака МГУ Нина Миклашевская. По ее утверждению, работников действительно можно отправлять в отпуска во время распространения коронавируса, но сохранять зарплату при этом будет невозможно. Возможности бизнеса оказать помощь населению, таким образом, весьма и весьма ограничены.
По мнению Миклашевской, люди, оказавшиеся в сложной ситуации, должны получать какой-то минимум средств от государства. «В такие сложные моменты доверие к государственной власти и формируется», – подчеркнула она.
Депутат Анатолий Аксаков также предположил, что в столь сложное время крупный бизнес должен помогать стране не столько живыми деньгами, сколько сохранением рабочих мест. «Понятно, что последствия коронавируса окажутся очень тяжелыми и здесь важно обеспечить инвестиционный процесс, который создаст спрос на продукцию малого и среднего бизнеса. Это важнейшая задача для крупного ответственного бизнеса. Многие уже потеряли рабочие места. Чтобы сохранить оставшиеся, нужно запустить инвестиционный процесс, он должен стать триггером. Сейчас бизнес несет ответственность за восстановление экономики», – высказал свою позицию Аксаков.
Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков считает, что в сложившейся ситуации угрозы, связанные с распространением коронавирусной инфекции, задают общественный запрос на социальную справедливость, нередко принимая форму негативных настроений по отношению к более обеспеченным слоям населения. «Признаков этой тенденции много. Вспомним хотя бы резонанс вокруг публикаций, где утверждалось, что богатые россияне массово скупают аппараты искусственной вентиляции легких», – напомнил эксперт.
Нейжмаков предполагает, что социальные инициативы бизнеса (выделение денег на закупки медицинского оборудования, медицинских масок) могут на определенное время снизить социальную напряженность. Хотя такие шаги «волшебной таблеткой» и не являются.
Да и не существует такой таблетки в природе. Вакцина от коронавируса ведь еще не изобретена.
Фото:ФедералПресс / Полина Зиновьева
Герои и антигерои эпохи пандемии