Пускай время дальних экспедиций, непроходимых болот, палаток, костров и песен под гитару осталось где-то в прошлом, заместитель начальника ЦДНГ-1 «Самотлорнефтегаза» Леонид Яковлев считает свою профессию романтичной. Почему? Потому что это по-прежнему постоянный поиск, пускай он сейчас и виртуальный.
«Меня вдохновляет неизведанное, то, что находится под землей, изучение недр, – говорит геолог XXI века. – Мы скважину бурим на 3000–3500 метров. И всегда интересно, что там внутри. Есть нефтенасыщенные, газонасыщенные горизонты, есть вода. Вникаешь в то, о чем обычный человек даже и не думает. А мы смотрим, как пробурить скважины, какие мероприятия провести для увеличения добычи. Конечно, сейчас разведка ведется в кабинетах, но она все равно интересная».
Леонид Яковлев родился в Башкирии. Несмотря на то, что регион нефтяной, нефтяников в семье не было. Однако молодой человек с юных лет буквально мечтал о Самотлоре («В России он звучит») и после армии рванул в Нижневартовск. Правда, стать нефтяником удалось не сразу, но Леонид уверенно шел к намеченной цели. В 2013 году устроился в «Самотлорнефтегаз» оператором по добыче, потом стал технологом, параллельно учился в Тюменском нефтегазовом университете. Именно в это время стал интересоваться геологией, много читал. Наука показалась Леониду захватывающей, появилась новая цель. Очень помогли общение и дружба с заместителем начальника ЦДНГ-1 Константином Тагировым. Он и пригласил молодого человека в свой отдел ведущим геологом.
«Многое изучал уже в процессе и на практике, – вспоминает Леонид Владимирович события почти 10-летней давности. – Хорошо, что у нас в «Самотлорнефтегазе» очень дружный коллектив геологов. Старшие коллеги помогают, есть к кому обратиться за советом, за помощью. Приходится читать много литературы, изучать, самообразованием заниматься. Простор для поиска огромный: ни один человек в мире не знает геологию на 100 %».
Особенно актуально это сейчас – в эпоху инноваций, когда новые разработки появляются чуть ли не ежедневно. Вообще Самотлор – достаточное старое месторождение, находящееся на четвертой стадии разработки. Но он себя еще покажет, уверены геологи:«Когда начинаем работу, смотрим на близлежащие скважины. Если они в ранние годы запускалась с дебетом 200–300 тонн, значит, из новых на этом пласте тоже можно что-то добыть. Проводится огромная работа для добычи дополнительной нефти, при бригадах КРС трудятся геофизики».
В этом году Леонид планирует поступать в Томский политехнический институт, чтобы получить геологическую специальность. Учиться никогда не поздно, считает он.
Кроме геологических задач в его рабочем графике обычные, плановые. В подчинении у Яковлева 20 бригад капитального ремонта скважин, нужно давать им задания, отправлять на проблемные участки. Впрочем, общение с большим количеством людей тоже вдохновляет. Даже в отпуске он постоянно находится на связи и скучает по работе. Семья Леонида давно привыкла к его напряженному рабочему графику. С женой Светланой они знакомы с 16 лет, вместе приехали из Башкирии. Уже в Нижневартовске родились две дочери – Полина и Евгения. Они первыми поздравят папу с праздником.
«Работать, добывать нефть – вот главная задача, – говорит Леонид Яковлев. – Геологи имеют к этому непосредственное отношение. Они действительно не могут повернуть назад, потому что на переднем крае, в авангарде добычи. Раз нефть добывается, значит, хорошо работаем».
Фото: АО Самотлорнефтегаз