Выдача электронных пропусков, получение официальной и достоверной информации о распространении коронавирусной инфекции превратились для россиян в настоящую головоломку. Сайтов много, почти все частные, без указания владельцев. Соцсети также пестрят огромным количеством сомнительных источников информации, аккаунты губернаторов поставила под сомнение прокуратура. «ФедералПресс» разобрался, к чему привела цифровизация, можно ли доверить свои данные частным сайтам, реально ли получить пропуск и информацию.
О цифровизации говорят давно, на различные сектора выделяются значительные средства. Бюджет национальной программы до 2024 года может превысить 3,5 трлн руб. Мы посмотрели, к чему привели траты, на примере коронавируса и информирования населения.
Все началось с Москвы?
С какого-то момента начало считаться, что официальным ресурсом по информированию россиян стал портал «Стопкоронавирус.рф». За сутки портал посещают около 1,5 млн человек, сообщила генеральный директор «АНО «Национальные приоритеты» София Малявина на заседании научного совета Центра в ТАСС 2 апреля.
«Это вся официальная информация правительства РФ и ведомств, прежде всего Минздрава и Роспотребнадзора, что касается медицинской части и санэпидемиологической обстановки. Также мы сотрудничаем с другими ведомствами, которые поставляют нам информацию; это Минпромторг, если речь идет о поставке масок и необходимого оборудования. Мы организовали единый источник достоверной информации, на котором выкладывается ежеминутно актуальная информация, которая позволяет людям ориентироваться в тех действиях, которые мы все с вами предпринимаем», – рассказала София Малявина. На сам сайт ссылаются практически все чиновники.
Заявление об официальности немного расходится с регистрацией портала. По состоянию на 27 апреля он является частным, а собственник не верифицирован. Так как опровержений этим заявлениям не поступало, будем считать, что он официальный, хоть и частный, а хозяин не указан.
Обратим внимание, что порталы администраций зарегистрированы за конкретными правительствами или ведомствами.
Допустим, зайдя на «Стопкоронавирус.рф», человек захочет узнать обстановку в том или ином регионе – в своем или же том, куда собирается ехать. Здесь его ждет первая неожиданность.
В разделе «Полезная информация, ссылки на официальные ресурсы» из 15 регионов, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, ссылки есть только на шесть (Адыгея, Дагестан, Северная Осетия – Алания, Чечня, Краснодарский и Ставропольский края).
Имеющиеся в составе России, согласно «Стопкоронавирус.рф», шесть регионов оформлены ссылками на официальные сайты правительств.
А остальные девять?
Мы задали в поисковой строке «Яндекса» запрос: «Оперативный штаб по коронавирусу... регион... официальный сайт», добавив один из оставшихся девяти регионов.
В Волгоградской области в числе первых – администрация региона и комитет тарифного регулирования. К слову, на втором источнике есть новый список официальных порталов. Например, coronavirus-monitor.ru (частное лицо, верифицировано), где кроме прочего предлагают купить медицинские маски и защитные костюмы. Еще есть «Коронавирус.сайт» – без указания собственника или отсылок к официальным ведомствам.
Почти по всем регионам, помимо правительств, также выдается сайт gogov.ru – принадлежит верифицированному частному лицу. При этом тут есть не только якобы информация от штабов, но и ссылки на получение электронных пропусков. В описании портала подчеркивается: он не принадлежит правительству.
За пропусками, как и за информацией, к частникам
К слову, именно частные корни порталов вызвали немало споров в регионах. Например, на официальном портале администрации Новороссийска предложили оформить документ на www.novpass.ru.
«В заявке на получение пропуска необходимо указать ФИО, паспортные данные, цель выхода из дома, а также адрес, куда необходимо отправиться, и в какое время. Пропуск представляет собой индивидуальный QR-код, его отправляют на электронную почту и в личный кабинет на сайте novpass.ru. Электронный пропуск можно распечатать или сделать скриншот и носить с собой в телефоне. Он будет действителен 90 минут с момента, как его оформили, либо с того времени, которое указано в заявке», – сообщает пресс-служба администрации Новороссийска.
Проблема заключается в том, что сайт принадлежит частному неверифицированному лицу – инкогнито. Перед регистрацией можно ознакомиться с пользовательским соглашением, где нет отсылок к решению главы администрации, гордумы, ЗСК или главы региона. Впрочем, размещенный документ, как отметил ряд юристов, таким назвать достаточно сложно, так как нет печатей, ответственных лиц или же ответственного лица со стороны, собирающей данные. Напомним, ссылок на решение администрации о создании портала нет, а вот персональные, в том числе паспортные данные, оставить здесь придется.
В ряде регионов на портале оперативных штабов прямо говорится о том, что информация неофициальная.
Впрочем, жалобы поступали и на систему электронных пропусков в Волгоградской области.
Обратную практику показали в Севастополе, где получение пропуска идет на официальном портале администрации, доступ осуществляется через портал госуслуг.
Идите в соцсети?
Конечно же, привычным способом получения информации стали социальные сети, правда, в случае с коронавирусом ситуация выглядит двойственно. В каждом регионе есть распространяющие «официальную» информацию каналы или созданные от имени штаба по борьбе с коронавирусом.
Проблема в том, что таких каналов в каждой из соцсетей значительное количество, причем они не верифицированы – нет отметки о принадлежности. Таким образом, сделать какой-либо вывод об информации и ее достоверности стороннему человеку невозможно.
Например, телеграм-каналы о коронавирусе: Крым – 3, Ростовская область – 3, Дагестан – 2, Ставропольский край – 3. Стоит отметить, что только канал оперштаба Москвы официально подтвержден и верифицирован. Аналогичная ситуация сложилась и в других регионах, во всех социальных сетях.
Юристы отмечают, что на таких каналах (неверифицированных) информацию нельзя считать официальной, так как они не соответствуют требованиям законодательства, поэтому при перепечатывании или распространении данных может наступить ответственность, даже если ошиблись в самом канале.
Впрочем, найти ссылки на «официальные каналы» на порталах правительств также не удалось.
«Тут сложилась ситуация на доверии – между чиновниками и гражданами. Кто-то решил создать, через проверенных лиц завелась информация о том, что тут будут достоверные данные, люди и пришли читать. Понятно, что там действительно официальная информация, но проводить прямую связь с администрациями как собственниками нельзя. В случае чего чиновники откроют документ, где этот канал по COVID-19 не значится, на этом все и закончится – кто-то из перепечатавших может понести ответственность», – прокомментировал юрист Александр Гридин. Он обратил внимание, что ситуация схожа от региона к региону.
Напомним, ранее прокуратура Калмыкии не внесла социальные сети главы республики Бату Хасикова в список достоверных источников информации. Эксперты отмечают, что решение профильного ведомства вполне закономерно.
Согласно действующему законодательству, достоверная информация – сведения, соответствующие действительности, то есть факты, наличие которых при необходимости можно подтвердить юридически корректными процедурами (с использованием документов, свидетелей, экспертных заключений и т. д.). Таким образом, отмечают юристы, единственным достоверным первоисточником информации в период пандемии может быть администрация региона, которая получает данные от оперативных штабов.
«Когда чиновник подтверждает личную соцсеть через администраторов, он лишь показывает, что он лицо публичное, но вот аккаунт ему будет принадлежать фактически как частному лицу. Вспомните: уходит чиновник, а вместе с ним и сети. Он может всегда закрыть доступ или писать что-то свое. Прокуратура права, страница не является собственностью администрации – поэтому и страхуется при определении достоверных первоисточников в период пандемии. Конечно же, чиновники могут и должны информировать население, в том числе и через свои соцсети, но, скорее, в качестве личной инициативы. Если разобраться, большинство сетей администрации зарегистрированы абы как, не верифицированы, особенно в «Телеграме», – подытожил Александр Гридин.
Что будет с частными сайтами и каналами?
Стоит отметить, что значительная часть сайтов изначально оплачена на один год – до весны 2021-го. Что будет с этими порталами, как можно понять на основе регистрации, будут решать частные лица, собственники.
Социальные сети, используемые в качестве канала распространения «официальной» информации, вполне возможно, будут переименованы и использованы дальше. Обратим внимание, что они имеют живую аудиторию, которая даже в зависимости от канала структурирована географически.
Понять, кто и как будет принимать решения о дальнейшем существовании созданных в этому году каналов и порталов, социальных сетей, официально невозможно.
Сколько это стоило?
Конечно же, возникает вопрос, почему государство не может выстроить каналы связи с жителями, нет единой системы или же портала. На самом деле деньги на различного рода цифровизацию выделялись, выделяются и будут выделяться.
Наиболее затратным направлением программы считается «Информационная инфраструктура», в рамках которого планируется создать глобальную спутниковую систему для покрытия всей планеты беспроводным доступом в интернет, а также развивать сети мобильной связи пятого поколения (5G) и интернет-вещей. На это направление изначально планировалось потратить 993 млрд руб.
621 млрд планировалось потратить на «Цифровое государство» (перевод госуслуг и госуправления в цифровой формат). Еще 465 млрд потребуется на «Экосистему поддержки цифровых проектов» (создание системы финансовой поддержки разработчиков цифровых технологий), 195 млрд – на «Цифровые технологии и проекты» (развитие искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности и других технологий, которые будут использоваться во всех направлениях программы), 134 млрд – на «Кадры для цифровой экономики», 25 млрд – на «Информационную безопасность», чуть менее 1 млрд – на доработку нормативной базы для развития цифровой экономики.
Предполагалось также развить «Цифровое здравоохранение», «Цифровую промышленность», «Цифровое сельское хозяйство», «Цифровое строительство», «Цифровой город», «Цифровые транспорт и логистику», «Цифровую энергетику», «Цифровое образование», приводило первоначальные данные издание «РБК».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева
Пандемия коронавируса