Сахалинская область – один из наиболее стабильных в экономическом плане регионов Дальнего Востока. Об этом говорит тот факт, что на островах готовятся к реализации сразу несколько крупных проектов федерального уровня. Мост на материк, транспортный хаб, медицинский кластер… Подобной плотностью дорогостоящих строек сейчас могут похвастать немногие регионы. Тем не менее реализация этих планов до сих пор под вопросом. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Мост мечты
Безусловно, самый амбициозный проект, который собираются реализовать в Сахалинской области, – это транспортный переход на материк. Речь идет про мост, ведущий в Хабаровский край (этот регион ближе всего находится к Сахалину). Переход, включающий в себя железнодорожную линию, протянется через залив Невельского. Стоимость моста даже по предварительным оценкам огромна: она оценивается в 430–600 миллиардов рублей. При этом окупаемость проекта займет пару десятков лет. В общем, экономически это не самый выгодный проект, однако его социальное значение трудно переоценить. Сахалин больше не будет оторван от «большой земли», со всеми вытекающими: удешевление логистики, повышение транспортной доступности и так далее.
Проект моста широко пиарят сахалинские власти – его обсуждают как на федеральном уровне, так и на уровне Дальневосточного округа. Оно и понятно: переход с Сахалина на материк мечтают построить уже сто лет, так что инициатива действительно историческая.
Однако пока реальные перспективы проекта более чем туманные. В планах правительства построить мост до 2024 года – однако в них, безусловно, внесутся свои коррективы. Во-первых, на ближайшие несколько лет главной стройкой ДФО станет Ленский мост в Якутии. Там уже полностью готова проектная часть – осталось только приступить к работе. Это весьма затратная стройка, и, само собой, пока она не закончится, о других крупных проектах в ДФО можно не думать. Во-вторых, кризис серьезно ударил по экономике страны, а это вызовет неизбежные задержки по срокам. В-третьих, проект сахалинского перехода все еще находится в доработке.
Всю весну на Сахалине и в Хабаровском крае шли общественные слушания и различные круглые столы, посвященные реализации проекта. В начале этого года проект передали на рассмотрение комиссии компании «РЖД». Как рассказали «ФедералПресс» в министерстве транспорта Хабаровского края, в нем нашли ряд недочетов.
«Проект вернули АО «Дальгипротранс» на доработку, к нему возник ряд серьезных замечаний. В дальнейшем его направят на повторное рассмотрение в РЖД. Затем он отправится в правительство и Минтранс, которые примут окончательное решение», – пояснила представительница министерства.
Фактически это означает одно: даже в Кремле пока не знают, стоит ли браться за столь затратный проект. Федеральные власти можно понять – и эксперты сомневаются в целесообразности моста с Сахалина на материк. Так, политолог Илдус Ярулин считает эту инициативу очень недальновидной.
«В краткосрочной перспективе мост выглядит важным проектом. Стройка привлечет в регион инвестиции, создаст новые рабочие места. Промышленное производство на островах тоже вырастет. Однако в таких вещах нужно смотреть лет на пятьдесят вперед. Есть большой риск, что мост так и не окупится, а через некоторое время вообще станет ненужным», – рассказал он «ФедералПресс».
В качестве примера Илдус Ярулин привел Байкало-Амурскую магистраль – в свое время на ее постройку потратили много ресурсов и времени, но сейчас она используется довольно слабо. Так что пока переправа на материк по-прежнему остается больше пиар-проектом правительства Сахалинской области.
Злополучный аэровокзал
Более реалистичным выглядит проект создания крупного пассажирского хаба в Южно-Сахалинске. С прошлого года местный аэровокзал усиленно реконструируют, чтобы увеличить его пропускную способность. Планируется, что Сахалин в итоге станет одним из крупнейших авиаузлов Дальнего Востока. На острове заработают новые рейсы (в том числе зарубежные), и через него можно будет улететь практически в любой регион.
Однако только за прошедший год стройка столкнулась с рядом трудностей. Окончательную сдачу аэровокзала все время сдвигали – сначала на конец 2020 года, затем на 2021 год… Причины были самые разные: ошибки в проекте, удорожание или замена стройматериалов и так далее. В феврале в отставку отправили директора южно-сахалинского аэропорта Никиту Полонского. Причина увольнения до сих пор не раскрывается, однако, скорее всего, речь идет о проволочках при строительстве хаба.
Вместе с этим росла заявленная пропускная способность аэропорта. Сначала она составляла полтора миллиона человек в год, затем три миллиона, потом – все пять. В начале апреля подрядчики заявили новую цифру: 8 миллионов человек в год.
Насколько реалистичны такие цифры, сказать трудно. Пассажиропоток на Дальнем Востоке гораздо меньше, даже в более людном Приморском крае. Впрочем, ведущий научный сотрудник института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН Светлана Мищук считает, что таких цифр можно добиться. В теории, разумеется.
«Здесь есть несколько вариантов. Либо местные власти планируют в разы увеличить число рейсов с Сахалина – тогда к заявленным цифрам, может, и получится подойти. Либо правительство области готовится к крупной стройке – например, тот же мост на материк. Это тоже приведет к росту пассажиропотока. Может, расчет и на то и на другое. Однако надо понимать, что при любом раскладе модернизация аэровокзала – лишь одна из необходимых мер. Для увеличения пассажиропотока надо сделать еще очень много», – рассказала она «ФедералПресс».
Губернатор Валерий Лимаренко постоянно заявляет о планах по увеличению транспортной доступности Сахалина и Курил. В этом направлении сделано уже много: в регионе появились новые рейсы, на Курильских островах запустили регулярное вертолетное сообщение, местную железную дорогу перевели на российский стандарт. Однако ключевым проектом в этой сфере все-таки является южно-сахалинский аэровокзал. На информационное освещение проекта местные власти потратили немало сил, особенно в предвыборный период. Тем не менее пока ощутимого прогресса здесь не наблюдается.
Медицинский кластер: первые подвижки есть
Куда большими успехами может похвастать сахалинский минздрав. С прошлого года он работает над созданием областного медицинского кластера. Проект имеет значение не только для региона и Дальнего Востока, но и для России в целом: в идеале местные узкие специалисты смогут принимать пациентов со всей страны.
Прежде всего кластер нужен самому Сахалину: на островах сильно не хватает врачей. Сейчас проблему пытаются решать с помощью телемостов со специалистами из других регионов. Создание крупного медицинского центра позволит привлечь в область врачей со всей России и предоставлять местным всю необходимую помощь на месте. Такая амбициозная инициатива, конечно, не может обойтись без инвестиций: даже богатая Сахалинская область в одиночку не потянет такие затраты. К проекту уже подключились банк «ВТБ», государственная корпорация развития ВЭБ.РФ и даже «Сколково» – они готовы вложить свои деньги. Не обойдется и без помощи из федерального бюджета.
Первые шаги по созданию медкластера уже сделаны. В прошлом году власти закупили более 1100 единиц новой медицинской техники для больниц региона. Сейчас в Южно-Сахалинске полным ходом идет строительство новых медучреждений: консультативно-диагностического центра, детского госпиталя, а также нового корпуса областной больницы.
В то же время в проекте сохраняется ряд белых пятен. Например, вопрос с распространением деятельности центра на всю страну все еще обсуждается. На необходимость этого ранее указывали в Совете Федерации. На Сахалине (и на Дальнем Востоке в целом) живет слишком мало людей, чтобы был практический смысл в строительстве огромного медкластера. А вот если он будет принимать пациентов со всей страны, значение проекта вырастет в разы.
Стоит заметить: несмотря на имеющиеся проблемы, ни один из вышеуказанных проектов сворачивать не планируют, даже несмотря на кризис и серьезное проседание экономики всей страны. Это как минимум говорит о серьезности намерений чиновников. Понятное дело, что все большие начинания, тем более на непростом Дальнем Востоке, не обойдутся без проволочек. По щелчку пальцев такие вещи не делаются. Более того, судьба этих проектов неразрывно связана с позициями губернатора Валерия Лимаренко. И мост, и хаб, и кластер являются одними из ключевых пунктов его повестки.
Фото: sakhalin.gov.ru, ФедералПресс / Екатерина Лазарева
Паспорт регионов Дальнего Востока