Экономика
Экономика
Омская область
0

Город в руинах. Как пандемия отразилась на системе госконтрактов в Омской области

Омские дороги, на качество которых и без того поступает множество жалоб от горожан, тоже пострадали от нагрянувшего кризиса.
Омские дороги, на качество которых и без того поступает множество жалоб от горожан, тоже пострадали от нагрянувшего кризиса.

Коронакризис крепко ударил по карману многих, и не только предпринимателей. Непростая эпидемиологическая ситуация стала камнем преткновения в отношениях губернатора Омской области Александра Буркова с бизнесменами из Екатеринбурга. Погода благоволит к строительству и ремонтным работам, а контракты срываются, и люди не выходят на объект. К чему приведет срыв контрактов? Не придется ли латать дыры по осени и как подобная ситуация отразится на реноме омского губернатора? Об этом в материале «ФедералПресс».

Жизненные обстоятельства

Если в начале весны ситуация с коронавирусом для большинства предпринимателей не представляла опасностей, то к ее разгару стало ясно, что не все так радужно. Пока омские предприниматели ломают голову как окончательно не потерять собственный бизнес, подрядчики тоже не выполняют своих обязательств. Из-за коронакризиса в регионе стали срываться госконтракты. В результате городские дороги, на качество которых и без того поступает множество жалоб от горожан, тоже пострадали от нагрянувшего кризиса.

Ремонт дорог

Примером тому может служить подрядчик ООО ДСК «Строймеханизация», который должен был провести ремонт трех участков улично-дорожной сети: путепровод по улице 4-я Кировская, дорожное полотно от улицы Граничная до улицы Авиагородок и на улице Степанца – от улицы Перелета до улицы Лукашевича. Однако в назначенный день рабочие не вышли на объект, и городские власти расторгли контракт. Теперь объекты будут переданы новым подрядчикам. Однако в условии пандемии коронавируса найти новых – задача не из легких.

Ремонт дорог

В Управлении дорожного хозяйства Омской области начальник отдела ремонта и эксплуатации автодорог Управления дорожного хозяйства Омской области Евгений Алесюк также заверил корреспондента «ФедералПресс», что работа идет согласно графикам.

«У нас ни одного контракта не расторгнуто. Из-за коронавируса проблем нет никаких ни с материалами, ни с людьми. Что же касается предприятия «ДСК Строймеханизация», то они у них был контракт с управлением дорожного хозяйств и благоустройства администрации города и мы о них ничего не знаем. Слышал, что контракт расторгли по обоюдному решению сторон и собираются переторговывать. У нас все нормально и пандемия на нас никак не отразилась»,– отметил Евгений Алесюк.

Ремнт дорог

Между тем известно, что в УФАС уже направлены претензии в отношении ООО «ДСК Строймеханизация» с требованием внести свердловскую компанию в реестр недобросовестных подрядчиков. В департаменте городского хозяйства городской администрации специалист ответственный за связи со СМИ Александра Самохвалова сообщила корреспонденту «ФедералПресс» что, несмотря на неприятный инцидент, все работы будут выполнены.

«Заседание по рассмотрению обращения в УФАС должно пройти на днях и в зависимости от этого будут предприняты дальнейшие действия. Все зависит от решения УФАС. Если ООО «ДСК Строймеханизация» будет включена в реестр недобросовестных подрядчиков, то согласно ФЗ по проведенным ранее торгам, будет назначен другой подрядчик. Если этого не случится, то будут проведены повторные торги по этому лоту. Пока говорить рано, надо дождаться их решения. Объект не брошен и думаю, что все получится и кто-то им займется в любом случае», – отметила специалист департамента.

Надо сказать, что ООО «ДСК Строймеханизация» – не фирма-однодневка, а солидная компания с историей, существующая на строительном рынке уже более девяти лет. Как удалось узнать, компанию основал бывший депутат Законодательного собрания Свердловской области от «Справедливой России» Армен Карапетян. По данным сайта госзакупок компания опередила своих конкурентов и в конце декабря прошлого года выиграла тендер. Стартовая цена лота составляла 159,7 млн рублей. Дорожники уральской столицы предложили наиболее выгодные финансовые условия и Александр Бурков поверил землякам. Помимо этого компания получила еще один контракт на проведение реконструкции дорожного полотна к селу Звонарев Кут в Омской области и заказчиком выступала администрация Звонаревокутского сельского поселения.

Вообще Армен Карапетян еще в Екатеринбурге фигурировал в скандальных инцидентах: в 2016 его лишили водительского удостоверения за езду на автомобиле в нетрезвом виде, а впоследствии он скрыл доходы, не указав в декларации имущество своих несовершеннолетних детей. Однако эти факты не остановили омского губернатора от заключения контракта с предприятием. Вообще Карапетян — не первый экс-политик и бизнесмен с Урала, которого берет под свое крыло Александр Бурков. Так ранее он перевез в Омск депутатов Илью Лобова, Антона Швалева и Андрея Жуковского.

Ремонт дорог

Политолог Андрей Рудаков отметил, что омские власти не редко обращаются за помощью к иногородним компаниям, тогда как местные представители бизнеса лучше знают омскую специфику.

«Здесь нельзя говорить о большом просчете. В госзаказах всегда происходят срывы. Омские компании находятся на месте и им проще ориентироваться и рассчитать свои ресурсы, чем иногородним. Получается, что подрядчикам из других городов приходится работать в минус, или же отказываться от объекта. Желательно, чтобы было доверие к омским компаниям. Вероятно, это снизило бы процент отказов, но все-равно это никогда не сведется к нулю», – уверен Андрей Рудаков.

Ремонт дорог

Ремонт по принципу «так получилось»

Инцидент с ООО «ДСК Строймеханизация» – не единственный случай. Другая компания «Гром Екатеринбург», зарегистрированная в квартире жилого дома, выступала подрядчиком ремонта девяти домов на улице Серова и по проспекту Марса. Напомним, что ремонт фасадов проводился в рамках подготовки XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием Владимира Путина и Касым-Жомарта Токаева, а на приведение в надлежащий вид 169 многоэтажных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута, было выделено 1 млрд рублей. В итоге по результату проведения работ вскрылись множественные недоделки. Урвав лакомый кусок пирога уральцы не смогли довести дело до конца исправлять ошибки пришлось омским компаниям.

До сих пор остается загадкой, как можно было доверить пусть и частичную подготовку к крупному мероприятию компании, которая существует на рынке всего несколько лет, а среднесписочная численность составляет один человек. Кроме того сведения об участии ООО «Гром Екатеринбург» в госзакупках в качестве поставщика или заказчика по 44-ФЗ, 94-ФЗ и 223-ФЗ отсутствуют. Депутат Омского городского совета от КПРФ Дмитрий Петренко отметил, что ситуация со срывом госконтрактов в Омске, к сожалению, не в диковинку.

«Ежегодно у нас срываются контракты по разным направлениям. К примеру, взять ремонт фасадов к Форуму межрегионального сотрудничества России и Казахстана. Многие фирмы провели работы настолько не качественно, что фасады начинают осыпаться уже сейчас, а ведь не прошло и года. На мой взгляд, у нас вся контрактная система выполнена таким образом, что допускает попадание в число победителей фирмы, объективно не располагающих ни производственными мощностями, но достаточным штатом. По моей информации, у нас принято перепродавать подряды. В результате выигрывают одни, а работу выполняют другие. К сожалению, такая нездоровая тенденция и коронакризис только это усилил», – считает депутат.

Дмитрий Петренко

Петренко также отметил, что в Омской области не редка практика не прикладывать в акт обследований в основной пакет документов. В частности, это относится к ремонту дорог и в результате подрядчик, выходя на объект, обнаруживает, что дорожное полотно не соответствует критериям.

«Подрядчик идет в суд и либо отбивается, либо выполняет работы за свой счет. Я считаю, что в Омске ни ФЗ, ни региональное законодательство в сфере провидения закупок не соблюдается», – считает Дмитрий Петренко.

К чему приведет карантин

Если еще в начале режима самоизоляции очень многие продолжали работать, то с продвижением пандемии коронавируса по стране большинство бизнеса ушло в затишье. Примечательно, что работа встала на строительных объектах лишь недавно. В основном это связано с отсутствием материалов на проведение ремонтных работ. При этом стоило ли в разгар коронакризиса расторгать договоры с подрядчиками, ведь в соцсетях уже говорят о том, что Омск постепенно превращается в руины.

Пресс-служба правительства Омской области

В департаменте контрактной системы в сфере закупок администрации Омска информацию о том, стало ли в период коронакризиса больше расторгаться договоров с подрядчиками, не смогли оперативно предоставить данные.

«Высылайте, пожалуйста, официальный запрос. Мы постараемся ответить в ближайшее время», – сообщили в приемной департамента.

Однако на момент подготовки материала, ответ на запрос, так и не пришел.

Олег Рой

Эксперты «ФедералПресс» в свою очередь уверены, что в условии кризиса ситуация с исполнением контрактов только усугубится. Ведь всегда можно сослаться на «форс-мажор». Как пояснил корреспонденту «ФедералПресс» руководитель регионального отделения общественной организации «Опора России» Олег Ананьев, срывы госконтрактов в Омске случаются.

«Из-за пандемии закрылись границы, вырос курс доллара. Многие поставки вообще стали невозможны. Никаких внештатных режимов я тут не вижу. Если говорить о направлениях, где опасность срывов больше всего, то это не отрасли которым было запрещено работать во время карантинных мероприятий. Сроки сорвались, цепочка тянется друг за другом», – отметил Олег Ананьев.

При этом председатель регионального отделения общественной организации «Опора России» подчеркнул, что в разгар пандемии не стоит делить игроков на слабых и сильных.

«Останутся самые адаптивные. Сейчас кризис неплатежей и очень непростая ситуация»,– подчеркнул председатель.

Ремонт

Экономист Олег Рой считает, что в Омской области продается много бизнеса, и в условиях коронакризиса ажиотажа по его выкупу нет. По его мнению, пандемия наиболее сильно ударила по сегменту обслуживания.

«Ситуация с госконтрактами очень непростая, поскольку по многим договорам форс-мажорные обстоятельства не признаются, хотя это не совсем верно. Коронакризис ударил по отношениям между сторонами, поскольку не все могут соблюдать условия контрактов. Это не удивительно и ожидаемо»,– уверен экономист.

По мнению экспертов «ФедералПресс» Омская область не скоро оправится от коронакризиса, поскольку у нее нет такого потенциала, которым могут похвастаться другие регионы страны.

«У нас эти процессы восстановления будут идти куда медленнее. У людей нет запаса и ситуация будет только усугубляться. Нужно уже сейчас идти на послабления ряда условий. На мой взгляд, опаснее те последствия, что связаны с искусственным сдерживанием процесса. Если начнет загибаться строительная отрасль, то начнется падение всего остального»,– резюмировал Олег Рой.

Несмотря на то, что строительным организациям разрешили работать еще с середины апреля – выходят далеко не все. Причем это касается не только ремонта фасадов, но дорожных магистралей. Радует в этой ситуации лишь одно, что безнадежных подрядчиков не тянут за уши, как было в ситуации с «Эрмитаж – Сибирь». Удастся ли Александру Буркову разрешить вопрос таким образом, чтобы его решение не отразилось негативно на его реноме – покажет время.

Фото: ФедералПресс/ Елена Майорова, пресс-служба администрации города Омска, пресс-служба правительства Омской области

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Vkontakte 1