В Приморском крае, как и в других регионах страны, множество людей помогают тем, кто остался беспомощен во время эпидемии коронавируса. Предприниматели объединяются и помогают пенсионерам. На социальную поддержку у приморского бизнес-сообщества этой весной ушли миллионы рублей. И в то же время другие коммерсанты стараются заработать денег, эксплуатируя тему коронавируса. Как именно приморские предприниматели рекламируют свои товары и услуги в период самоизоляции, кто переходит черту этичности или совмещает пиар с благотворительностью – в материале «ФедералПресс».
Пицца, которая пугает
Примеров рекламы, эксплуатирующей мрачную и даже похоронную тематику, во всем мире очень много. Однако в период коронавируса такая реклама стала все больше набирать популярность. Не устояли и приморские предприниматели – они тоже попробовали силы в неоднозначной рекламе.
Так, популярная приморская пиццерия Pizzaiolo опубликовала в социальных сетях видеоролик, в которой работники разносят пиццу на плечах по трек «Astronomia», созданный ростовским диджеем Tony Igy еще в 2010 году.
В 2019 году этот трек стал фоном для видеозаписи, на которой африканцы из Ганы хоронят человека. В этой стране есть традиция – нести гроб с умершим человеком с песнями и танцами. Для похорон всегда нанимают группу носильщиков, которые, приплясывая, несут усопшего к месту погребения. Видео с треком стало мемом в социальных сетях – его обычно публикуют, когда хотят показать, что чья-то затея опасна и может привести к смерти. Вскоре «Astronomia» стала ассоциироваться у интернет-пользователей именно с «плящущими гробовщиками».
Реклама, где коробки с пиццей разносят как гробы в далекой африканской стране, вызвала неоднозначную реакцию местных жителей.
«Что они этим хотят сказать? Что я, поев этой пиццы, тоже умру? Какая-то неоднозначная реклама и пиццу у них покупать мне совершенно не хочется», - рассказала «ФедералПресс» жительница Приморья Дарья Лисовская.
Стейк, который провоцирует
В Приморском крае, особенно во Владивостоке, не слишком внимательно относятся к предписаниям властей и постоянно нарушают режим самоизоляции. Приморские власти не теряют надежды вразумить горожан и по всему городу расклеили баннеры с призывами оставаться дома, пользоваться масками и антисептиками на улицах.
Вероятно, в противовес призывам властей местная стейк-бургерная «Да, Шеф!» повесила неподалеку от своего заведения плакат с совершенно противоположным призывом.
«Здесь запрещено использовать дезинфицирующий гель или маску! Сюда приходят умирать как герои, с сочным стейком и бокалом вина или пива в руке!» – гласит надпись на плакате.
Этот плакат также вызвал бурную реакцию жителей Приморья. Впрочем, подобная реклама – вполне в духе «Да, Шеф!». В этом заведении давно висят плакаты с надписями, призывающими к достижению счастья с помощью бургеров и стейков. И несмотря на провоцирующий призыв, заведение сейчас работает по всем правилам. Прежде всего никто из посетителей не сидит в зале, а люди либо сами забирают заказы, либо дожидаются курьера у себя дома.
Тяжелое время для всех
Опять же, в некоторых случаях жажда наживы становится сильнее уважения к себе. И если некоторые просто выпускают не самую удачную рекламу, то другие действительно подвергают опасности окружающих. Мелкие бизнесмены или просто предприимчивые граждане активно публикуют на онлайн-доске объявлений «Фарпост» сообщения о продаже чудо-масок, спасающих от коронавируса, специальных «антивирусных столах» и защитных экранах.
Ранее в продаже можно было найти «блокаторы вируса» – силиконовые конвертики на нитке, в который обычно вкладывают чеснок и имбирь. Ранее такие товары рекламировали как спасение от простуды, но теперь им, судя по всему, нашлось другое применение.
Не отстают от «коллег» и самозанятые граждане – парикмахеры, маникюрщицы и визажисты. Они предлагают услуги по выезду на дом или приглашают к себе домой, подвергая тем самым людей опасности. А ведь салоны красоты и парикмахерские уже работают – хотя и с серьезными ограничениями, связанными с дезинфекцией помещения.
Бизнес-омбудсмен Приморья Марина Шемилина рассказала «ФедералПресс», что не совсем понимает предпринимателей, которые выпускают такую рекламу либо наживаются на людях.
«Я понимаю, что сейчас очень тяжелое время для всех, но не думаю, что стоит выпускать подобные плакаты и призывы. Как бы ни было тяжело, следует уважать и покупателей, и самих себя», - отметила уполномоченная по правам предпринимателей.
Пиар на добре
Пока некоторые компании и кафе пытаются эпатировать приморцев, привлекая не всегда доброжелательное внимание, другие строят свою рекламную кампанию на добре. Например, сразу несколько десятков компаний еще в апреле 2020 года начали принимать активное участие в благотворительной акции «Поможем вместе!». Предприниматели вместе с мэрией Владивостока объединились и начали обеспечивать больницы водой и антисептиками или поставлять малоимущим горожанам продуктовые наборы. Особое внимание уделили пенсионерам и многодетным семьям.
Например, сеть ресторанов «Токио» доставляет блюда медикам бесплатно. А группа компаний Slavda Group начала поставку питьевой воды в приморские больницы. В стороне не остались и представители судостроительного завода «Звезда». Они сформировали и отправили с волонтерами около 50 продуктовых наборов. Компания «Доброфлот» и «Ратимир» начали бесплатно раздавать малоимущим и пенсионерам продукцию. Присоединилась к акции даже компания «Белуга Групп», владеющая сетью магазинов «Винлаб» – от них пенсионерам прибыло около двух тысяч продуктовых наборов.
Сети супермаркетов «Реми» и «Самбери» тоже очень помогли местным жителям. Только за один день приморцам достается от них несколько десятков продуктовых наборов: гречневая крупа, рис, макароны, масло растительное, горошек консервированный, тушенка, сгущенное молоко, сайра, конфеты, чай и сахар.
Несмотря ни на что, приморские предприниматели по большей части стараются помогать жителям родного региона. Есть те, кто сделал выбор в пользу наживы, пытается блеснуть остроумием, продает в сети откровенно бесполезные товары или просто завышает цены. Однако большинство компаний, особенно крупных, выбирает посильную помощь тем, кто ранее был их основным клиентом. Вероятно, понимают, что эпидемия вскоре пройдет, режим самоизоляции снимут, а память у людей останется.
Фото: Евгения Омельченко / ФедералПресс, primorsky.ru
Герои и антигерои эпохи пандемии