Более 100 стран мира поддержали призыв Австралии начать независимое и честное расследование причин распространения коронавируса по всей планете. Одобрила этот призыв и Россия. В то же время к предложению австралийского министра иностранных дел оказались глухи США и Китай: обе страны находятся в риторической конфронтации с самого начала пандемии. Для Поднебесной ситуация осложнена тем, что и австралийская инициатива может иметь антикитайский подтекст. Так ли это на самом деле? И кого назначат ответственным за коронакризис? В предположениях разбирался «ФедералПресс».
Чувство ответственности
В 2020 году вместо ноликов можно смело рисовать растиражированное изображение коронавируса – такое уж выдалось время. Карантин, самоизоляция, отмена авиарейсов, остановка экономики, рост безработицы – и что, за это все никто не ответит?
Люди по всему миру стали винить летучих мышей, а некоторые, разумеется, и китайца, который съел одну из них. «Самый дорогой ужин в истории» – эта шутка уже набила оскомину. Но если граждане разных стран пошутили и забыли (слишком уж много хлопот доставила эпидемия – каждый день что-то новенькое), то политики оказались куда более практичными и рациональными.
Если вирус вызвал пандемию, значит, это кому-нибудь нужно. Почему, например, не Китаю? Китай стал обороняться: а почему, например, не США? Каждая сторона приводила многочисленные аргументы, только бы доказать: «Это не я, это они».
Таким образом, Вашингтон стал с самого начала давить на «чувство ответственности» Пекина. Россия привыкла думать, что она единственный стратегический противник США. Отчасти это, конечно, истина, однако у Америки есть и еще один стратегический соперник, главный соперник – Китай. Коронавирус дал хороший шанс ослабить международный авторитет Пекина. Соединенные Штаты просто не могли этим не воспользоваться.
Попытка сохранить лицо
В таком ключе понятна и австралийская инициатива о требовании провести честное и непредвзятое, объективное и независимое расследование, которое смогло бы пролить на свет на столь масштабное распространение коронавирусной инфекции. Понятно, почему призыв министра иностранных дел страны-континента не был поддержан Китаем. Но почему австралийская инициатива не получила американской поддержки? Кстати, Россия, наоборот, согласилась с тем, что подобное расследование провести необходимо. С этим предложением согласны еще более 110 стран мира.
В беседе с «ФедералПресс» сенатор, автор аналитической программы «Постскриптум» Алексей Пушков напомнил, что изначально австралийский премьер-министр был одним из первых, кто присоединился к обвинениям Трампа в адрес Китая, которые в наиболее последовательной форме были сформулированы госсекретарем США Помпео. «Они говорили, что у них есть масса свидетельств того, что коронавирус родом из уханьской лаборатории. На самом деле никакой массы свидетельств у них не было, потому что ровно на следующий день Помпео заявил, что возможно вирус происходит из района около лаборатории. А потом заявил, что они видели информацию, что вирус происходит из лаборатории в Ухани, но она может быть и ложной», – рассказал предысторию вопроса Пушков.
Позиция США оказалась бездоказательной и в результате свелась к обвинению, что Китай не вовремя предупредил международное сообщество о том, какая эпидемия у него происходит, и скрыл первичную информацию о ней. «Сейчас версия о том, что вирус произошел в лаборатории, не поддерживается ведущими странами мира, не поддерживается ни британской, ни немецкой разведкой», – продолжил сенатор.
Австралия оказалась в невыгодном положении. С одной стороны, вместе с США она «набросилась» на КНР с обвинениями, с другой – и в Пекине не собирались молчать и сравнили родину кенгуру с «жвачкой, налипшей на ботинок Китая».
Алексей Пушков уверен, что на позицию австралийцев повлиял протест в Китае. «Им сообщили, что если они будут продолжать эту линию, это нанесет большой ущерб китайско-австралийской торговле. А на Китай приходится 38% австралийского экспорта. И после этого, как говорил Жванецкий, они заметно смягчились и стали говорить о том, что в резкой форме вопрос ставить не нужно, но все-таки выяснить, откуда и как этот вирус появился, имеет смысл», – подчеркнул член Совета Федерации.
Получается, что инициатива Австралии – это попытка сохранить лицо. Страна, таким образом, получает возможность не сходить с ранее занятой позиции о необходимости международного расследования. Очищение инициативы от изначального антикитайского налета позволило к ней присоединиться более чем половине стран мира.
Тем не менее, США такой призыв, скорее всего, не поддержат никогда, поскольку цель американской внешней политики накитайском направлении не состоит в том, чтобы найти истину в вопросе происхождения коронавируса. До истины будет едва ли возможно дойти даже в независимом расследовании. Вместе с тем чтобы сформировать свою «правду о COVID-19», США не нужна еще сотня стран.
Алексей Пушков уверен, что международное расследование нужно. «Но другой вопрос: что значит объективное международное расследование? Например, суд в Голландии по крушению «боинга» MH-17 тоже якобы объективный. А наш взгляд, он абсолютно предвзятый», – предупредил он.
Метеорит и коронавирус
За попытками США обвинить Китай в распространении коронавируса можно увидеть черты излюбленной тактики президента Дональда Трампа: максимально накалить ситуацию, чтобы затем на переговорах начать торговаться и добиваться от оппонента выгодных уступок. В этом уверен политолог, старший научный сотрудник Центра исследования общих проблем современного Востока института востоковедения РАН Дмитрий Графов.
Вместе с тем эксперт полагает, что Китай должен понести какую-то ответственность из-за распространения коронавируса. «В политических целях Трампу было бы выгодно обвинить Китай в проведение экспериментов с вирусами, – предположил исследователь. – Ранее были опубликованы статьи одного из сотрудников вирусологического центра в Ухане, в которых говорилось об опасности того, что вирус от летучей мыши через какой-то механизм может передаться человеку. И был описан этот путь. Кто-то об этом писал, делая акцент на тревоге, но вполне возможно, некоторые его коллеги могли подумать: а почему бы не посмотреть? Получится или не получится? Благодаря таким обвинениям Трамп путем возгонки может выдвинуть Китаю самые разные обвинения».
Россия в этой борьбе будет поддерживать Китай, поскольку в Москве заинтересованы в противостоянии Вашингтона и Пекина, считает Графов. Однако продолжаться это будет ровно до тех пор, пока в Китае не начнут вести себя с Россией высокомерно и теснить ее на международной арене. Дмитрий Графов отмечает, что в китайской Компартии такие настроения уже есть, а поговорка «Русский и китаец – братья навек» давно превратилась в миф, которому «не за что держаться».
Борьба с коронавирусом – это не война, хотя военная риторика во всем мире стала как никогда актуальна. Однако человечество так уж устроено, что если случается что-то большое глобальное, то кто-то должен быть за это ответственным. Должен же быть у коронавируса свой «бог».
Как считает Дмитрий Графов, даже если бы метеорит из космоса упал на землю, то политики все равно стали бы искать виновных. «Появились бы вопросы о том, почему не сбили этот метеорит, почему его проглядели, не предупредили», – заметил он.
Есть вероятность, что коронавирус станет аналогом Тунгусского метеорита: бабахнул, и все тут – разбирайтесь с этим как хотите.
Фото: Пресс-служба президента Кыргызской Республики
Пандемия коронавируса