Приморский край – один из самых благополучных и бурно развивающихся регионов Дальнего Востока. По объему ВРП в Дальневосточном федеральном округе он уступает только двум ресурсным гигантам – Сахалину и Якутии. При этом край не обладает какими-то действительно крупными месторождениями полезных ископаемых (за редким исключением). За счет чего богатеет и развивается Приморье – в материале «ФедералПресс».
Природные богатства
В Приморье, в отличие от других регионов ДФО, не очень много полезных ископаемых. Там нет ни богатых залежей золота, ни нефтяных запасов. Отметить стоит разве что огромное месторождение борной руды – самое крупное в стране. Однако ГОК «Бор», которые его обслуживает, последние 20 лет пребывает в состоянии перманентного банкротства. Несмотря на приличные налоговые отчисления, проблем от месторождения пока больше, чем пользы. Край богат другими ресурсами – прежде всего, лесом и рыбой.
Долгое время Приморье занимало одно из лидирующих мест по добыче древесины. В крае находится почти 250 предприятий, занимающиеся лесопилкой и обработкой дерева. Некоторые из них являются по-настоящему крупными – например, «Тернейлес» или «Приморсклеспром». Последний, кстати, признали системообразующим предприятием. Для развития этой отрасли есть все условия. Во-первых, это богатейшие леса – они занимают до 80 % территории края. Во-вторых, прямо под боком находится крупный китайский рынок сбыта.
Впрочем, в последние годы лесопромышленность в крае стагнирует, если не сказать хуже. Нет, лес не кончился – кризис связан с очень спорной реформой отрасли. Государство сделало невыгодной продажу кругляка, введя огромные экспортные пошлины. Чиновники полагали, что это станет для бизнеса стимулом к внедрению деревообработки. Однако эффект оказался совершенно иным: сейчас многие предприятия оказались на грани закрытия.
Морепродукты – еще одно богатство Приморского края. Здесь ситуация на порядок лучше, чем в лесной отрасли. В регионе базируются настоящие гиганты отрасли – «Доброфлот», «Находкинская база активного морского рыболовства» и многие другие. Добывают приморские рыбаки не только рыбу, но и краба. «Русская рыбопромышленная компания», принадлежащая российскому бизнесмену Глебу Франку, с недавних пор обосновалась во Владивостоке. Предприятие является вторым по объему квот на вылов краба. Судя по всему, именно близость к крабовым «плантациям» и стала причиной переезда РРПК в Приморье.
Дальневосточная логистика
Но, пожалуй, главное достоинство Приморья, которое во многом обеспечивает рост экономики края, – это удобная, недорогая и продуманная логистика. За счет нее региону удается обгонять даже более обеспеченных соседей. Например, Приморье проигрывает по рыбным запасам Сахалинской области и Камчатскому краю. Однако без портов края его соседи не смогут поставлять рыбу на российские рынки. Особенно это касается Камчатки: почти вся рыба, которую отправляют оттуда на запад страны, проходит через Приморье. Неспроста новый губернатор Владимир Солодов пытается разработать схему поставок рыбы через Севморпуть.
Кроме того, Приморский край связан с соседним Китаем транспортными коридорами. Один из них, железнодорожный, «заточен» именно на доставку морепродуктов. Сотни тонн продукции за полдня доставляют в Хуньчунь, откуда она моментально уходит в реализацию. Еще одно преимущество края – относительно развитая и недорогая инфраструктура. Значительная часть ДФО – это отдаленные регионы с высокими ценами и нехваткой автодорог. Приморский край выгодно выделяется на этом фоне. Здесь достаточно качественных дорог, а стоимость ресурсов ниже, чем у соседей.
Выстроенная логистика также стала причиной взрывного роста стивидорной отрасли в Приморье. В последнее десятилетие в крае неизменно растут объемы перевалки угля. На этой почве, надо сказать, происходит немало конфликтов с экологами – однако выгода от этих проектов существенно больше. Для Находки, крупнейшего приморского порта, компании-стивидоры являются градообразующими предприятиями. Как минимум треть горожан работает в портовой сфере. Уголь в Приморье преимущественно сибирский. В крае, конечно, добывают и собственное сырье – однако по количеству и качеству оно не сравнится с продукцией Кузбасса. Крупнейшие предприятия Кемеровской области используют край как перевалочную базу. Отсюда твердое топливо уходит за границу, прежде всего – в страны Юго-Восточной Азии. Сейчас Приморье готовится к строительству еще ряда новых угольных терминалов. Вероятнее всего, эта отрасль будет бурно развиваться еще долгое время.
Судостроение и инвестиции
В последнее десятилетие Приморский край зарекомендовал себя еще в одном качестве – базы судоремонта и судостроительства. После кризиса девяностых и застоя «нулевых» эта отрасль практически не функционировала. «Дальзавод», старейшее судоремонтное предриятие региона, находился в перманентном кризисе и балансировал на грани банкротства. И это при том, что во Владивостоке базируется Тихоокеанский флот!
К настоящему времени ситуация изменилась кардинальным образом. О многом говорит тот факт, что четыре местные отраслевые компании вошли в список системообразующих: Восточная верфь, Ливадийский ремонтно-судостроительный завод, Находкинский судоремонтный завод, ССК «Звезда». Это, на минуточку, пятая часть всех системообразующих предприятий Дальнего Востока. В других регионах ДФО практически нет сопоставимых по мощностям производств – за исключением, пожалуй что, Амурской области.
Перспективы у этой отрасли в Приморье более чем неплохие. Во-первых, в конце прошлого года правительство России приняло стратегию развития судостроения, рассчитанную на 15 лет. Это говорит о том, что заводы будут пользоваться поддержкой на уровне федерального центра. Во-вторых, победители прошлогодних крабовых аукционов сейчас занимаются строительством краболовов. Это дорогостоящие проекты, львиная доля которых реализуется именно в Приморском крае.
Конечно, все эти успехи вряд ли были бы возможны без устойчивого инвестиционного климата. Приморье является одним из ведущих регионов ДФО в этом отношении. Свободный порт Владивосток, ТОРы, Восточный экономический форум – лишь малая часть проектов, которые сейчас реализуются в крае. Как отмечают в правительстве Приморского края, только за 2019 год объем инвестиций в основной капитал превысил 93 миллиарда рублей. Это на несколько миллиардов рублей больше, чем в прошлом году – и такая тенденция, судя по всему, будет сохраняться.
«Статус резидентов Свободного порта Владивосток получило более полутора тысяч резидентов. На территориях опережающего развития действует порядка сотни предприятий. В этом году мы пересмотрели меры поддержки малого и среднего бизнеса. Так что эта цифра наверняка вырастет», – отмечают в пресс-службе правительства края.
Фото: primorsky.ru
Паспорт регионов Дальнего Востока