Фраза «Лучшие возможности – в кризис» работает не одинаково для всех. «ФедералПресс» нашел компании, которым удалось заработать существенно больше во время карантина, иногда прикрывая глаза на закон.
1. Уральский приборостроительный завод – 14 млрд рублей
Уральский приборостроительный завод (УПЗ, «дочка» госкорпорации «Ростех») занимался производством авиационной техники. Во время пандемии завод перепрофилировался и начал выпускать аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и другую медицинскую технику. Общая сумма заказов на аппараты ИВЛ составила более 14 млрд рублей. Для сравнения – в 2019 году УПЗ заключил контракты только на 47 миллионов рублей.
При этом качество произведенных аппаратов было настолько низким, что 10 июня УПЗ отозвал все произведенные им приборы. Причина тому – созданные Уральским заводом аппараты загорелись в больницах Москвы и Санкт-Петербурга. Из-за пожаров погибли шесть человек. Предприятие пообещало проверить работоспособность приборов и вернуть их в больницы. Всего УПЗ произвел 10 тыс. аппаратов ИВЛ и поставил их в почти половину регионов России.
2. Производитель медоборудования «Дельрус» – 68 млн рублей
Уральская компания «Дельрус» уже с начала апреля продавала маски по всей стране без конкурса. Компания стала централизованным поставщиком масок из Китая в российские аптеки. Сделано это было по решению Минпромторга. «Дельрус» предлагал продавать свои товары по 35 рублей, что означало установку отпускной цены конечным потребителям в районе 40-43 рублей.
Конкурент компании, фирма «Здравмедтех» предлагала точно такие же маски за 5 рублей. При оптовой закупке цена одной маски достигала 2,75 рубля. Тем не менее 7 апреля министерство общественной безопасности Свердловской области заключило контракт на покупку медицинских масок, перчаток и одноразовых защитных костюмов на 68 млн рублей у «Дельруса». В этой закупке маски стоили 35 рублей.
3. Производители антисептиков «Растер» – 10,5 млн рублей, «МТ «Экадез» – 1,4 млн рублей
Поставщики антисептиков для больниц Екатеринбурга повысили цены на 50 %. Это произошло из-за того, что медучреждениям разрешили закупать товары для борьбы с коронавирусом без конкурса и торгов. Местный производитель антисептиков ООО «Растер» заключил контрактов на 10,5 млн рублей. Примечательно, что за время пандемии цены на продукцию компании выросли в полтора раза. Аналогичная ситуация сложилась с компанией «МТ «Экадез». У нее девять контрактов на 1,4 млн рублей, и цены также выросли.
4. Модные магазины – нет данных
Практически все модные бутики Екатеринбурга продолжали работать по звонку клиента. Магазины, чьи продажи были выстроены на личном общении с клиентами даже пускали покупателей к себе. При этом стороны обязались сохранять конфиденциальность, а клиент был обязан расплачиваться по безналу – как онлайн-покупатель.
В начале карантина личные примерки можно было заказывать в «Покровском пассаже». MaxMara предлагала своим клиентам выездные примерки на дому, а при желании, можно было добиться и визита в магазин. На 9 неделе карантина пускать клиентов на примерку начал Hard Store. Такие же условия были в одном люксовых бутиках на Первомайской и Бажова. Разумеется, послабления были сделаны и для люкс-клиентов в районе «Тихвина».
5. Продавцы имбиря, лимона и чеснока – пятикратная выручка
В апреле некоторые россияне по необъяснимым причинам начали верить, что верное средство против коронавируса – это имбирь, чеснок и лимон. На фоне этой дезинформации цены на данные продукты подскочили в несколько раз. Как сетевые магазины, так и частные торговцы последовали за трендом. Цена на имбирь начали доходить до 2-3 тыс. рублей за килограмм. До пандемии корень стоил порядка 180 рублей за килограмм. Лимоны достигли 500 рублей за кило, а чеснок – 400 вместо обычных 100.
6. Предприниматели – нет данных
Некоторые предприниматели в самом начале эпидемии добавили к своему ассортименту товары, которые разрешены к продаже во время карантина. Так, к примеру, ИП Дорошкевич добавила в ассортимент магазина одежды и обуви антисептики. На предпринимателя завели административное дело. Суд Алапаевска посчитал антисептики достаточным основанием для продолжения работы магазина в период карантина, и дело было прекращено.
7. Продавцы масок – десятикратная выручка
Еще до повсеместного карантина в ТЦ «Алатырь» в отделе маникюрных принадлежностей маски продавались горожанам по 52 рубля за штуку. Однако сверхприбыли салону заработать не удалось, так как в конце марта торговые центры закрыли.
ФедералПресс \ Елена Майорова, Андрей Гусий, Полина Зиновьева, pxhere.com