Введение крабовых аукционов стало одной из самых сомнительных инициатив правительства в прошлом году. Минувшей осенью половину крабовых квот на Дальнем Востоке выставили на торги. Власти планировали таким образом пополнить бюджет. Однако на деле эта инициатива обернулась серьезными проблемами. Камнем преткновения оказались лоты на вылов глубоководного краба. Их никто не захотел выкупать – и теперь 8,6 тысячи тонн добычи проходят мимо рыбаков. Все это привело к серьезному кризису в отрасли. Подробности – в материале «ФедералПресс».
33 года на окупаемость
На первом крабовом аукционе, который состоялся прошлой осенью, крупные компании выкупили 35 лотов. Это были квоты на ценного королевского краба, каждая объемом 1000–1200 тонн. Товар очень быстро окупаемый – поэтому расхватали его оперативно. За них государство выручило 142,5 миллиарда рублей. Это не считая обязательства по постройке краболова для покупателей квот. Дорогостоящие суда будут строить на российских верфях, что еще больше увеличит доход государства.
Однако шесть лотов так и остались невостребованными. Никто из предпринимателей не захотел приобретать квоты на вылов глубоководного краба. Причина очевидна: с расценками на квоты этот биоресурс становится совершенно неокупаемым. Как рассказал «ФедералПресс» глава Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов, этот краб гораздо дешевле других видов, но вот его добыча стоит гораздо дороже.
«Глубоководных крабов ловят на глубине до 2000 метров, а то и больше. В то же время другие крабы спокойно вылавливаются на глубине до 600 метров. Даже непрофессионалу понятно, что для этого нужно специальное оборудование, гораздо более дорогое. Период окупаемости нового судна для вылова глубоководных крабов с учетом аукционной стоимости будет около 33 лет. А ведь квоты дают всего на 15 лет», – добавил Мартынов.
Злосчастные квоты пытались продать уже три раза – последний аукцион состоялся 28 мая. Покупателей так и не нашлось. В итоге 8,6 тысячи тонн краба оказались недосягаемыми для рыбаков – как та груша из детской загадки.
Крабовая безработица
Больше всего проблем от крабовых аукционов получили жители Дальнего Востока, работающие в этой сфере. Так как глубоководных крабов никто не добывает, специалисты по его добыче оказались без работы. По словам члена совета директоров РК «Восток-1» Александра Передни, своих мест могут лишиться несколько сотен специалистов. В условиях нынешнего кризиса и роста безработицы потеря рабочих мест для таких работников станет настоящей катастрофой. В окончательной перспективе это приведет к полной остановке промысла – возможно, на годы.
Как рассказал «ФедералПресс» гендиректор РК «Восток 1» Александр Сайфулин, под удар попали полтора десятка компаний, включая и его предприятие.
«Есть постановление правительства России, где говорится: в случае несостоявшихся аукционов квоты на освоение глубоководного краба должны вернуться в промышленное освоение. У 16 компаний, в том числе и РК «Восток 1», с 2018 года есть договоры на эти доли квот. Нам они и должны были вернуться еще в январе этого года. Этого так и не произошло, хотя с первого аукциона прошло уже более полгода», – пояснил он.
Сайфулин считает одним из виновников такой ситуации Росрыболовство. Ведомство тянуло с решением вопроса по квотам. В конце концов чиновники просто изменили законодательство, чтобы и дальше ничего не предпринимать.
«Новые компании не получили доли квот, старым их не отдали. Сейчас сезон вылова краба заканчивается, имеющиеся квоты – тоже. В итоге нам вскоре придется снимать людей с судов и отправлять в бессрочный отпуск, а то и сокращать. У нас в компании без работы могут остаться 500 сотрудников. Проблема в том, что даже если Росрыболовство все же вернет возможность вылавливать крабов, мы все равно понесем убытки. Время упущено. Большого улова уже не будет – но в этом случае мы хотя бы сможем сохранить персонал», – рассказал Александр Сайфулин.
Письмо президенту
По словам Георгия Мартынова, Ассоциация рыбохозяйственных предприятий попросила разобраться в проблеме Владимира Путина. Предприниматели направили президенту РФ письмо с описанием ситуации (оно имеется в распоряжении редакции «ФедералПресс». – Прим. ред.).
Рыбодобытчики отмечают, что квоты на вылов краба нужно распределить как можно быстрее. Как минимум потому, что сейчас государственный бюджет теряет колоссальные деньги. Из-за неиспользованных крабовых квот российская казна не досчиталась в этом году почти 467 миллионов рублей. Отрасль же недополучит почти 39 миллионов долларов.
«По закону квоты должны были уже распределить между компаниями. Проблему пытались решить через Росрыболовство. Однако ведомство решило отказать в перераспределении квот. Сделать с этим никто ничего не может. В мае текущего года по этому вопросу Генеральной прокуратурой Российской Федерации вынесено представление Росрыболовству за нарушение законодательства», – рассказал Георгий Мартынов.
По его словам, реакция на обращение уже есть – в правительстве началась работа по преодолению кризиса. Однако изменения в постановлениях правительства – очень долгий процесс, который занимает месяцы. «Сейчас появился проект постановления о распределении, но на процедуру его общественного обсуждения отводится срок до 5 июля. Непонятно, как тогда будет проведено распределение до 1 июля», – резюмировал Мартынов.
Хуже всего то, что крабовые аукционы – это всего лишь проба пера, попытка посмотреть, как работает этот механизм. В правительстве РФ ранее отмечали: если затея увенчается успехом, то аукционы введут и на рыбные квоты. Возможно, поменяются условия. Возможно, не будут требовать строительства новых рыболовных судов. Однако все равно ситуация настораживающая: результаты такой практики никто из экспертов предсказать не может. Георгий Мартынов напомнил, что в 2002–2003 годах аукционы на рыбные квоты уже пытались распределять. В итоге отрасль понесла колоссальные потери – все происходило примерно по «крабовому» сценарию. Некоторые компании сумели отдать все кредиты и оправиться от этого удара только пару лет назад, многие вообще исчезли с горизонта.
«Если рыбные аукционы снова введут, то пострадают в первую очередь малые и средние предприятия. У них просто на все не хватит денег. В итоге компании начнут разоряться, обстановка в прибрежных регионах серьезно ухудшится. Безработица, проблемы в экономике – вот что может повториться. Если уж развивать конкуренцию, то другими методами – аукционы для этого необязательны. АРПП предлагала другой выход, например, развивать конкуренцию уже при реализации продукции», – заключил Мартынов.
Фото: fish.gov.ru, primorsky.ru, vostok1.com