Позиции рынка недвижимости защищают в условиях пандемии и государство, и сами ключевые игроки. Какие решения нашли в «Циан», «ФедералПресс» рассказал генеральный директор Максим Мельников.
В описании глобальных кризисов часто используются метафоры войны и природных явлений: атаки и угрозы, волны и обрушения. Шторм COVID-19 иной: он не только разрушил старые паттерны, но и создал новые связи между проактивными игроками.
Цена момента
С началом локдауна во многих отраслях компаниям пришлось увеличивать свою скорость. К быстрым переменам оказались технически и психологически лучше подготовлены компании, уже запустившие цифровизацию. Одной из них стала компания «Циан».
В веб-экономике кооперация оказалась эффективнее конкуренции. В начале кризиса государство придерживалось «китайского» сценария поддержки бизнеса с ограниченным субсидированием, введением налоговых отсрочек и льгот. На тот момент для некоторых сегментов единственной помощью стала именно корпоративная поддержка.
Компания «Циан» объявила о бесплатном размещении объявлений на весь период карантина 3 апреля 2020 года. Предложенная компанией мера поддержки бизнеса в связи с коронавирусом, по оценке Максима Мельникова, должна была помочь игрокам сократить финансовые затраты и поддержать стабильность процессов.
Деньги не болеют
2020-й бросил новый вызов рынку недвижимости: покупатели стали не только выбирать, но и покупать онлайн. Даже в течение месячной паузы, пока московские стройки стояли, отделы продаж и брокеры продолжали работу. Правда, переход на удаленный режим дался многим непросто и потребовал пересмотра операционных моделей.
По мнению Максима Мельникова, руководителям стоит обратить внимание на скрытые потери их компаний.
«Эту категорию расходов японцы называют Muda. Muda агентств и отделов продаж девелоперов – точка ухода клиента. Даже при хороших лидах могут быть пропущенные звонки или низкая культура общения», – отметил эксперт.
При цифровом ведении бизнеса возможно ввести алгоритмы, которые уменьшают или убирают неэффективность внутри процессов.
Информированность покупателей в первый месяц удаленной работы определила успехи и неудачи застройщиков и риелторов. «Циан» поддержала клиентов обновлением интерфейса витрин: на объявлениях объектов появились уведомления об онлайн-показах и онлайн-сделках.
Главным инструментом удержания спроса стала госпрограмма льготной ипотеки: на конец мая было подано порядка 120 тысяч заявок на кредит с рекордно низкой ставкой 6,5 %. После ее официального анонсирования количество просмотров объявлений новостроек на «Циан» выросло на 57 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Во второй месяц изоляции «Циан» запустила еще один онлайн сервис – витрины недвижимости на сайтах банков и партнеров. Старт произошел 24 апреля с Газпромбанком, затем в течение 1,5 месяцев последовательно присоединились еще 5 партнеров: Росбанк, банк «Санкт-Петербург», «Абсолют банк», Ак Барс Банк и РБК Недвижимость. На сайтах партнеров появились разделы, где можно подобрать квартиру в новом доме или на вторичном рынке и сразу же подать заявку на ипотеку. Витрины объектов собраны из объявлений базы «Циан» и обновляются автоматически одновременно с изменениями на сайте cian.ru.
Новый сервис позволяет клиентам выбрать квартиру и оформить ипотеку, не покидая сайта, а большинство новостроек на витрине уже аккредитовано банками, что делает выбор недвижимости удобнее и быстрее.
Титаник плывет
Один из богатейших бизнесменов России, владеющий торговыми площадями, недавно сравнил свой бизнес с тонущим кораблем. Найти быстрые меры господдержки арендаторов и арендодателей коммерческой недвижимости сложнее, чем для жилого сегмента.
В мае был принят законопроект, по которому арендатор имеет право досрочно расторгать договор. С 15 июня собственники и арендодатели подают заявки на получение грантов от правительства Москвы. Но одной лишь финансовой помощи недостаточно, чтобы остаться конкурентными.
Смена покупательских привычек приведет к переформатированию ТЦ. Ряд категорий товаров и услуг люди продолжат покупать онлайн. Одно из решений для ТЦ – усиление досугового компонента.
Переформатирование означает смену состава арендаторов. В этой задаче участникам рынка коммерческой недвижимости свою поддержку предложила и компания «Циан». На период пандемии объявления можно было размещать бесплатно, а скидки на пакетное размещение действуют и после снятия режима самоизоляции. Только за май активность арендаторов торговых помещений выросла на 15 % – количество просмотров в разделе «Коммерческая недвижимость» на «Циан».
Однако даже первые дни после снятия национального локдауна не вселили оптимизма в собственников коммерческой недвижимости. В конце июня они передали на рассмотрение свой план поддержки отрасли президенту, премьер-министру и мэру Москвы.
Отметим, что сайт cian.ru был зарегистрирован в сентябре 2001 года. Ежемесячная аудитория уникальных посетителей сайта превышает 16 миллионов. С 2013 года «Циан» возглавляет Максим Анатольевич Мельников.
Фото Максима Мельникова – генерального директора «Циан»