Камчатка является одной из самых выгодных для инвесторов территорий Дальнего Востока. Только за прошлый год край поднялся на 36 позиций в рейтинге инвестпривлекательности регионов. Причин для этого много: богатые ресурсы, возможности, которых нет у других дальневосточных субъектов. Тем не менее для качественного скачка в Камчатку нужно вложить колоссальные суммы денег. Об инвестиционном потенциале главной рыбной житницы ДФО - в материале ФедералПресс.
Инвестиционный потенциал
Основная отрасль, которая привлекает инвесторов на Камчатке, – это, конечно, рыбодобыча. Окрестные воды поражают воображение разнообразием и запасами водных биологических ресурсов. Больше трети всей дальневосточной рыбы ловят именно здесь. Камчатка дает 21 процент всех уловов страны.
Рыбохозяйственный комплекс дает половину объема промышленного производства и 90 процентов экспортного потенциала края. Неудивительно, что значительная часть реализуемых в крае инвестпроектов касается именно рыбной отрасли. В регионе регулярно появляются новые обрабатывающие производства, обновляются старые предприятия.
Еще одна важная отрасль камчатской экономики – добыча полезных ископаемых. В регионе сосредоточены месторождения золота, серебра, платины, кобальта и никеля, меди, ртути. Также на Камчатке имеются огромные запасы угля, нефти и природного газа. С разработкой недр связана почти треть всех инвестиционных проектов. Это модернизация горно-обогатительных комбинатов, строительство шахт и многое другое.
Туризм - одно из самых перспективных направлений для привлечения инвестиций. Камчатка считается самым экологически чистым регионом ДФО. Местные природные достопримечательности – вулканы, гейзеры, термальные источники – известны во всем мире. Местная Долина гейзеров вошла в список семи чудес России.
Это благодатная почва для развития экологического, экстремального, пешеходного и горнолыжного туризма. До эпидемии коронавируса эту сферу очень активно развивали, вкладывали в развитие туристической отрасли колоссальные деньги. Генеральный директор АНО «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» Леонид Петухов в июне 2020 года заявил, что в прошлом году Камчатку посетило почти 200 тысяч туристов. Для сравнения: 10 лет назад столько человек приезжало в Исландию. К слову говоря, дальневосточные чиновники сейчас пытаются перенять опыт этой северной страны.
Инвестиционные успехи
Одним из действенных механизмов для привлечения инвестиций в Камчатский край стал режим Свободного порта Владивосток. Благодаря различным преференциям в регион стали охотнее вкладываться крупные компании. Успешным оказалась и ТОР «Камчатка» – эта территория привлекла в несколько раз больше денег, чем планировалось изначально.
При создании территории опережающего развития планировали, что инициатива привлечет 27,75 миллиарда рублей инвестиций и почти 2,5 тысячи рабочих мест. Однако план был перевыполнен многократно. Статус резидента ТОР получили 98 предприятий вместо 52, общий объем инвестиций составил 120,6 миллиарда рублей. В ближайшем будущем ТОР даст работу 7962 квалифицированным специалистам.
Директор дочернего общества АО «КРДВ» Анатолий Ким рассказал, что в реализацию своих инвестпроектов резиденты уже вложили почти 12 миллиардов рублей. Кроме того, на территории опережающего развития уже работает 20 предприятий. Еще 21 начнет функционировать в 2020 году. В целом на сегодняшний день создано уже 3778 новых рабочих мест.
Всего в регионе реализуют инвестиционные проекты 256 резидентов ТОР и Свободного порта Владивосток - это гораздо больше, чем в любом другом регионе Дальнего Востока.
Значительная часть реализуемых в ТОР проектов связаны с модернизацией и строительством рыбопромышленных цехов, а также развитием судостроения. Кроме того, некоторые резиденты строят новые горно-обогатительные комбинаты на базе местных месторождений. На территории опережающего развития нашлось место и туризму. Ярким примером являются этническая деревня в Петропавловске-Камчатском и туристическая база на реке Паратунка.
Много внимания инвесторы также уделяют сельскохозяйственным проектам. В крае строят теплицы и фермы, стремясь развить животноводство и растениеводство. Большую часть продуктов на Камчатку все еще завозят издалека. Если регион сможет в достаточной мере развить свое производство, цены в регионе существенно снизятся.
Помимо этого, в регионе действует множество программ и систем поддержки для местных бизнесменов и инвесторов. Не так давно на Камчатке заработали так называемые бизнес-инкубаторы, а также центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес».
По уровню развития инвестклимата Камчатка опережает многие регионы ДФО. Это странным образом сочетается с серьезными политическими проблемами. Экс-губернатор Владимир Илюхин, при котором край едва не взорвался протестами, неплохо развил деловую среду. При нем на Камчатке разработали субсидии для бизнеса, власти стали помогать предприятиям с кредитами, поиском заказчиков, обучением. Как результат Камчатский край уже третий год подряд улучшает свои позиции в национальном рейтинге состояния инвестклимата. В 2017 году Камчатка находилась на 68-м месте, а к 2020 году добралась до 27-го.
Ложка дегтя в бочке меда
Однако как бы все красиво ни складывалось на бумаге, про овраги все-таки забывать нельзя. У Камчатки, помимо преимуществ, есть масса недостатков, которые серьезно мешают развитию экономики. Прежде всего это довольно суровый климат – холодные зимы и короткое лето, ветра и вулканы с выбросами пепла и дыма.
Кроме того, в регионе проживает чуть больше 300 тысяч человек, из которых экономически активны около 190 тысяч. В итоге для реализации всех планируемых инвестиционных проектов нужно привлекать рабочую силу из других регионов и зарубежья. Вряд ли кто-то из вахтовиков останется жить на Камчатке, и это тоже следует учитывать.
Стоти помнить, что далеко не все проекты несут пользу региону в долгосрочной перспективе. В качестве примера можно привести строительство угольного разреза и добычу каменного топлива на Крутогоровском месторождении. Этим проектом занимается компания «Фар Истерн Нэйчэрл Рисорсис». Как рассказал «ФедералПресс» экономист Максим Кривелевич, будущее у этого месторождения весьма ограниченное. Сейчас во всем мире все больше отказываются от угля и отдают предпочтение экологически безопасным источникам энергии. В их число входят природный газ и возобновляемые источники электричества.
«Конечно, сейчас эта тенденция еще не дошла до Камчатки. Но пройдет 10 лет, и ситуация, вероятно, переменится. Экспортируемый уголь перестанет быть нужен. А рабочие места на Камчатке уже будут созданы. Любой проект должен нести пользу сразу трем сторонам – рядовым сотрудникам, предпринимателям и всему краю. Развитие угольной промышленности принесет прибыль первым двум, но нанесет вред самой Камчатке. Ведь потом еще нужно будет компенсировать экологический ущерб. А если добыча угля закроется, то встанет задача переквалифицировать уйму работников», – рассказал экперт.
Кривелевич добавил, что куда большим потенциалом обладает развитие туризма. По его словам, эта отрасль на Камчатке будет развиваться вне зависимости от того, сколько денег вложат инвесторы в этот сектор экономики.
«Сейчас многие предприниматели делают невероятно интересные туристические проекты. Они молодцы, тут другого-то и сказать нельзя. Однако на самом деле развитие туризма будет зависеть не от того, сколько проектов будет реализовано, а от курса рубля. Если иностранцам и жителям РФ будет дешевле поехать на Камчатку смотреть вулканы, чем отдыхать в Китае, то они это будут делать. Я верю в курс рубля – уверен, что активное развитие туризма в крае не за горами», – отметил специалист.
Кривелевич напомнил, что буквально несколько лет назад жители Приморья часто ездили в Китай. Развивался выездной туризм, в Китае отмечали практически все – кроме, пожалуй, похорон. Но когда курс рубля поменялся, китайцам стало проще и дешевле ездить отдыхать в Приморский край. В итоге к 2019 году число туристов, в том числе и иностранных, приблизилось к миллионному показателю.
«Уверен, то же самое со временем будет и с Камчаткой. Что касается той же рыбопромышленной сферы, то я уверен, что инвесторы тоже будут в нее вкладываться, как они это делали и ранее», – резюмировал специалист.
Фото: kamgov.ru
Паспорт регионов Дальнего Востока