Количество обслуживаемых пассажиров в южных аэропортах бьет исторические рекорды, установленные во время Олимпийских игр в Сочи и Чемпионата мира по футболу. Причина тому – закрытые границы и новые направления, считают эксперты. После тяжелых весенних месяцев лето называют периодом восстановления. На сегодняшний день сложности сохраняются главным образом в том, что касается международных перелетов. Что изменил в авиасообщении коронавирус, выяснял «ФедералПресс».
Первый квартал текущего года российские аэропорты работали в обычном режиме. С середины марта начались ограничения, вызванные пандемией коронавируса. По данным Содружества авиационных экспертов, в связи с этим пассажиропоток упал до критических показателей – 77,4 %. Апрель, май и июнь стали самыми сложными месяцами в сфере воздушных перевозок.
По оценке экспертов, потери в авиа будут исчисляться миллиардами. В июле, когда сняли ряд ограничений и увеличили количество внутренних рейсов, положение стало восстанавливаться.
В тяжелый весенний период пассажиропоток аэропорта Сочи за первое полугодие 2020 года упал на 45 % по отношению к аналогичному периоду 2019 года. Пресс-служба аэропорта уточняет, что на международных направлениях обслужили 67 130 пассажиров. Это меньше прошлогодних показателей на 52 %. В июне текущего года аэропорт Сочи обслужил 230 пассажиров. Все они были участниками вывозных рейсов, организованных, чтобы доставить россиян на родину.
По итогам работы за первое полугодие в Краснодарском крае наблюдается снижение пассажиропотока, рассказал Виталий Коренюгин, представитель компании «Базэл Аэро» (управляет аэропортами Сочи, Краснодара и Анапы).
«Этот спад вызван теми тремя месяцами, когда пассажиропоток упал больше чем на 90 %. Особенно пострадали туристические города, такие как Сочи и Анапа. Краснодар, как столица Кубани и ее деловой центр, пассажиропотоком был обеспечен лучше», – говорит Виталий Анатольевич.
Период восстановления авиасообщения пришелся на июль, когда ограничения во многих регионах были минимизированы, считает эксперт. Открытие курортов в Сочи, Анапе и Геленджике привело к тому, что на юг хлынул поток туристов. Внутренние авиаперевозки осуществлялись и до этого, но значительно в меньшем объеме.
Появление прямых рейсов на юг из Владивостока и Хабаровска Виталий Коренюгин называет беспрецедентным явлением в российском авиасообщении.
«Мало кто вспомнит, были ли у нас вообще такие рейсы в Симферополь и Сочи без пересадок. Теперь можно летать с Дальнего Востока в Симферополь. Как так вышло? Туроператоры, авиакомпании и регионы почувствовали конъюнктуру рынка, разработали и предложили пакеты в Приморье. Люди, естественно, захотели отдохнуть на курортах по адекватным ценам», – считает Виталий Коренюгин.
За июль аэропорт Краснодара восстановил пассажиропоток почти на 79–80 % от показателей прошлого года за аналогичный период. На прошлой неделе аэропорт обслужил около 80 тысяч человек. Годом ранее этот показатель превышал сотню тысяч человек в неделю.
Платов – единственный региональный
Но если с восстановлением пассажиропотока на внутренних рейсах ситуация складывается благоприятно, то с международными есть сложности. Аэропорты Краснодарского края не попали в список тех, кто возобновляет авиасообщение с другими странами.
«Изначально анонсировалось, что международные полеты начнутся как минимум из шести регионов России: из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Новосибирска и Владивостока. В итоге это смогут сделать только три региона – Московская, Ленинградская и Ростовская области. С Москвой и Петербургом все более-менее понятно – там крупнейшие хабы, через которые осуществляется около 50 % всех российских авиаперевозок, как внутренних, так и международных. А ростовский Платов стал единственным региональным аэропортом, который сможет осуществлять рейсы в Великобританию, Турцию и Танзанию. Почему в этот список не вошел Краснодар? – задается вопросом Виталий Коренюгин.
По данным кубанского аэропорта, Платов всегда уступал по объемам международного пассажиропотока Пашковскому. Разница составляла примерно 50 %. Из Ростовской области за границу вылетели более 500 тысяч человек, из Краснодара – свыше миллиона.
В их число входили и некоторые жители, живущие на границе Ростовской области и Краснодарского края. Представитель «Базэл Аэро» объясняет это тем, что в кубанском аэропорту больше направлений и дешевле цены на билеты.
После 15 августа начнется очередной этап рассмотрения открытия международных полетов. Коренюгин надеется, что в список попадет и Краснодар. Он считает, что возобновление международного авиасообщения нужно и сочинскому аэропорту.
«Там было много пассажиров из стран СНГ. Прилетали люди из Турции, Израиля, Грузии и Казахстана. Можно предположить, что на следующем этапе Россия откроет границы со странами СНГ», – думает Виталий Коренюгин.
В ближайшее время Краснодар может конкурировать с Платовым только в том, что касается туристической и деловой сферы.
«В Ростове хороший проект самого аэропорта. Но сейчас мы строим новый трехэтажный терминал. Через три года введем его в эксплуатацию. Вот тогда начнется реальная конкуренция по терминальным мощностям», – считает Коренюгин.
Платов открыл дополнительные рейсы в регионы России: в Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень и Челябинск, а также увеличил частоту рейсов на некоторые российские курорты. В их число вошли Сочи, Симферополь и Минеральные Воды.
С 1 июля международный аэропорт Сочи выполняет более 200 рейсов в сутки. За месяц количество обслуживаемых за сутки пассажиров возросло в среднем на пятнадцать тысяч человек – с 20 до 35 тысяч. Этим летом в аэропорту установили рекорды по пассажиропотоку. 19 и 26 июля количество обслуженных на прилет и на вылет пассажиров превысило показатели периода проведения Олимпийских игр и Чемпионата мира по футболу 2018 года. За сутки пассажиропоток составил 40 тысяч человек. Всего в июле количество прилетевших в Сочи и покинувших курорт пассажиров может превысить 1 млн человек.
«В августе мы ожидаем сохранения высоких показателей пассажиропотока на уровне второго летнего месяца. В сентябре с учетом начала учебного года количество туристов может уменьшиться, но, скорее всего, будет идентично показателям сентября прошлого года. С октября традиционно количество обслуживаемых аэропортом пассажиров сокращается. В текущем году число туристов в так называемый низкий сезон будет немного выше за счет действия новой программы стимулирования туристических поездок по России», – прогнозирует Юлия Билецкая, специалист по связям с общественностью международного аэропорта Сочи.
Однако ряд экспертов считает, что из Платова могут сделать столичный аэропорт, некий южный Шереметьево, сохранив международные рейсы только в нем. Таким образом пассажиры из Южного и Северо-Кавказского федеральных округов будут собираться в Ростове, чтобы рейс оттуда за пределы России был загружен по максимуму.
Те, кто часто летает по России, знают, что такое стыковочный рейс, – значительная часть рейсов проходит через Москву; таким образом внутренние перелеты проходят при полном салоне самолета.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий