Top.Mail.Ru
Общество
Ростовская область
0

Больше жилья, ниже комфорт. У ростовских новостроек есть ряд проблем

Ростовская область
С каждым годом область собирается увеличивать количество жилых квадратных метров

За последние пять лет в Ростовской области введено в эксплуатацию 12 миллионов квадратных метров жилья. В ближайшую пятилетку регион планирует расширить этот показатель еще на 15,5 миллионов. Львиная доля строящихся жилых помещений приходится на новые микрорайоны Ростова-на-Дону, которые располагаются в окраинах города. Вместе с недорогим жильем в жизнь новосельцев входят узкие дороги, перегруженные транспортным потоком, и часовые пробки. «ФедералПресс» разбирался в проблемах.

По итогам 2019 года Ростовская область занимает шестое место в России по объемам сданной в эксплуатацию общей площади жилья. В общей сложности на Дону прибавилось 2,6 миллионов кв.м., что выше показателя за 2018 год на 11 %.

В текущем году область сбавит темп прироста, но все же сохранит положительную динамику. По прогнозам регионального министерства строительства, архитектуры и территориального развития, будет введено в эксплуатацию 2,887 миллионов кв. м. жилых помещений, что выше показателей за прошлый год на 10 %.

С каждым годом область собирается увеличивать количество жилых квадратных метров. В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» планируется к 2024 году вводить в эксплуатацию свыше 3,5 миллионов кв. м, следует из отчета министра строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Сергея Куца.

Динамика по дорогам, наоборот, отрицательная. Дон занимает седьмое место в России по протяженности автомобильных дорог – она составляет более 35 тысяч км. За прошедшие пять лет было отремонтировано порядка 2336 км автодорог общего пользования регионального и местного значения. В текущую пятилетку этот показатель снизится: к 2024 году регион планирует отремонтировать 2268 км автодорог, что меньше на 3 %.

Вместе с тем пассажирооборот транспорта общего пользования снижается, отмечается в региональной «Стратегии социально-экономического развития на период до 2030 года». В документе основной причиной называют отказ населения в пользу личного автомобиля.

На сегодняшний день в регионе зарегистрировано 1,43 миллионов машин. Область занимает седьмое место в стране и второе в ЮФО по количеству автомобилей, пишет Ростовстат со ссылкой на данные МВД России. Служба статистики считает, что каждый третий житель области владеет собственной машиной, и число автомобилей продолжает расти.

Транспортный коллапс новостроек

По данным Единого реестра застройщиков (ЕРЗ), топ-5 стройплощадок в Ростовской области развернули:

– «Московская строительная компания» – планирует построить 342 тысячи кв.м. Компания получила разрешение на строительство новостроек в центре города – например, «Сердце Ростова» на Нагибина или «Рубин» на углу Красноармейской и Театрального. Компания планирует строить крупные жилые комплексы на тысячи квартир. Примечательно, что в обоих случаях речь идет об участках, где и так проблемы с пробками. В конце прошлого года «МСК» получила другой участок в центре – территорию в границах Большая Садовая – Сиверса – Красноармейская – Доломановский. До этого здесь планировали строить ТРЦ «Пушкинский», но проект так и не стартовал;

– ООО «Галактика» – планирует построить 274 тысячи кв.м., занимается сразу двумя крупными жилыми микрорайонами: «Сокол Градъ» в Александровке и «Сокол на Оганова»;

– ГК «Интеко» – планирует стройку на 195 тысяч кв.м., продолжает заниматься частью микрорайона «Левенцовский», а именно – комплексами «Пятый элемент», «Итальянский квартал» и «Левенцовка-парк»;

– «ВКБ-Новостройки» – планирует построить 181 тысячу кв.м., продолжает застройку микрорайонов «Суворовский» и «Платовский»;

– ГК «Флагман» – планирует построить 146 тысяч кв.м., занимается стройкой ЖК «Сельмаш».

Главные надежды правительство региона возлагает на крупные проекты. Микрорайон «Суворовский» вырос буквально в чистом поле – до появления здесь «ВКБ-Новостроек» участки носили статус земель сельхозназначения.

Площадь микрорайона составляет 740 га. Планируется, что «Суворовский» добавит в копилку области 4 миллиона кв. м. Одна часть домов уже давно сдана, другая еще строится. В общей сложности в микрорайоне будут 56 многоэтажных каркасно-монолитных и объемно-блочных домов. В «Суворовском» на начало 2020 года проживало порядка 40 тысяч человек.

В микрорайоне довольно неплохо налажена инфраструктура: есть большой гипермаркет, минимаркеты, торговый центр, поликлиника, школа, детские сады, аптеки, велобеговая трасса, маленькая набережная, парки, почти в каждом дворе установлены огороженные спортивные площадки, но нет отделений банков и полицейского участка. Главная проблема жителей – «Суворовский» находится на окраине Ростова-на-Дону, а в центр города ведет единственная узкая дорога. По ней направляется весь пассажиропоток – автобусы, маршрутки, автомобили.

«Мы же живем на въезде в Ростов, а в город въезжаем не мы одни. Добавляются ближайшие поселения Мясниковского района – Красный Крым, Ленинакан, плюс машины, которые едут из Новошахтинска или с трассы М-4. Утром бывает по-разному: иногда стоишь в пробке два часа, а иногда тридцать минут. Бывает сложно собираться куда-то. Мне на работу надо к девяти. Стараюсь выезжать в пять утра, пока пробка не собралась, подъезжаю к офису раньше. Вечером тоже трудности. Иначе как через Каменку не проедешь. И собираешь все пробки по пути: Каменка обязательно стоит, потом улица Оганова или Особенная, ну и на въезде в Суворовский тоже. Лучше всего здесь было в первые дни ограничений: народ сидел по домам, улицы были практически пусты», – рассказала «ФедералПресс» Надежда Афанасьева, жительница микрорайона.

В настоящее время стартовали работы по реконструкции пересечения ул. Оганова – ул. Особенная – ул. Зрелищная с устройством кольцевого пересечения.

«Идет закрепление оси трассы и работы по выносу коммуникаций. Пока без ограничения движения. Объект будет сдан уже осенью этого года», – сообщил заместитель главы администрации города по транспорту и дорожному хозяйству Константин Солонский.

Реконструируемая дорога – пока единственный способ жителей микрорайона поехать в центр Ростова-на-Дону. Но строительства главной дороги, которая разделит пассажиропоток, жителям «Суворовского» придется ждать как минимум два года.

«На Вавилова появятся разноуровневые эстакады, дорога будет расширена с двух полос до четырех. Для этого необходимо выкупить порядка 160 земельных участков, прилегающих к дороге. Проект масштабный и будет реализован за счет привлечения федеральных, областных и городских средств», – сказал сити-менеджер Алексей Логвиненко.

Второй по площади строящийся крупный район Ростова-на-Дону – Левенцовка. Площадь застраиваемой территории – 224 га, планируется ввести 2 500 тысяч кв. м. Район считается перспективным и быстро растущим. За 10 лет здесь сдали более 50 домов, в которых проживают 17 тысяч человек.

Изначально предполагалось комплексное освоение территории, то есть застройщик должен был строить не только жилые дома, но и дороги, а также объекты социальной инфраструктуры, уточнил Логвиненко. Однако строители этого не сделали. В рамках реализации нацпроекта ««Жилье и городская среда» в этом году правительство региона построит пять новых дорог. В ближайшие пару лет все инфраструктурные вопросы будут решены, уверен Алексей Валентинович.

Третий микрорайон, на который возлагает надежды донской минстрой – «Красный Аксай», заявил Сергей Куц. Застройщик микрорайона – ГК «ЮгСтройИнвест», площадь территории – 24,8 га. Общий объем ввода жилья составит около 395,0 тысяч кв.м.

В этом году правительство планирует реконструировать дорогу на улице 39-й Линии на участке от улицы Сарьяна до улицы Богданова в жилом районе «Красный Аксай». Это единственный выезд для жителей частных домов, а с недавних пор – и для «Красного Аксая».

Ростовчане недовольны тем, что новый микрорайон вырос в середине частного сектора и добавил ему проблем. Стройка Красного Аксая привела к трещинам на домах и дорожному коллапсу, сообщила ростовчанка Ирина Ткаленко на интерактивном приеме губернатора. По словам местной жительницы, три года назад, когда началась стройка, тяжелая техника поехала по 39-й Линии.

Губернатор Ростовской области Василий Голубев поручил до 24 июня закончить ремонт 39-й линии. Но на сегодняшний день работы не завершены. Дорога засыпана щебнем, асфальта на ней пока нет.

Скандалы и разбирательства

Трудности с ростовскими застройками продолжаются. ООО «Специализированный застройщик «Славяне» знаком ростовчанам по введенному в 2013 году ЖК «Славянский квартал» – благодаря его сдаче компания заняла 3-е место в рейтинге крупнейших застройщиков жилья в Ростовской области «Города N». В этом году компания начала строительство гигантского жилого комплекса на ул. Мечникова с площадью квартир более 90 тысяч кв. м. Чтобы получить разрешение на строительство, понадобилось три года. Как пишет издание, власти Ростова отказали «Славянам» девять раз подряд.

Причина – конфликт интересов с соседней стройкой краснодарской компании: близость двух аналогичных объектов могла создать проблемы в части необходимого уровня инсоляции помещений. «Славяне» доказывали свою правоту в трех судебных инстанциях.

Самая нашумевшая история с обманутыми ростовскими дольщиками связана с ЖК «Европейский». Война дольщиков с застройщиком длилась без малого пять лет, проявлялась в многочисленных митингах, судах и обращениях к правительству. В феврале этого года был сдан один из восемнадцати запланированных домов жилого комплекса. Часть домов до сих пор находится на стадии котлована, хотя их должны были сдать еще в 2015 году. Завершить строительство не удавалось из-за мошенничества фирмы-застройщика.

Этим летом Советский районный суд Ростова-на-Дону приговорил предпринимателя Александра Апанасенко к 9 годам лишения свободы. Его признали виновным в мошенничестве и злоупотреблении полномочиями. Апанасенко занимался долевым строительством – брал у людей деньги за постройку домов, которую не вел.

«Учредитель компании «Планета-Дон» Александр Апанасенко заключил договоры с 327 гражданами. Он получил от них почти 600 миллионов рублей. Эти деньги должны были пойти на строительство домов на улицах Портовой и Магнитогорской в Ростове и на улицах Шмидта и Коммунистической в Батайске. Мужчина обязательства не выполнил, а денежные средства дольщиков и пайщиков похитил. Также это нанесло вред деловой репутации «Планеты-Дон», – сообщила пресс-служба прокуратуры Ростовской области.

Еще одного бизнесмена, Юрия Прасолова, Железнодорожный районный суд Ростова-на-Дону признал виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере).

Суд установил, что Прасолов знал, что частично возведенный многоквартирный жилой дом в переулке Жлобинском в Ростове-на-Дону не будет введен в эксплуатацию из-за отсутствия разрешительной документации. Тем не менее бизнесмен похитил денежные средства у четырнадцати участников долевого строительства в общей сумме более 25,5 млн рублей, которыми распорядился по своему усмотрению. Суд приговорил Прасолова к отбыванию наказания в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима со штрафом в размере 1 млн рублей.

Поддержка обманутых дольщиков Ростовской области обойдется властям в 2,3 миллиарда рублей, сообщает пресс-служба правительства региона. Эти деньги распределили на 2020–2021 годы.

Строят не города, а квадратные метры

«Главная проблема российского строительства в том, что у нас в целом строят не города, а именно что дома. И потому, что мы строим квадратные метры, города у нас не получаются. Возникает множество городских проблем, транспортная – в том числе», – считает Юрий Трухачев, вице-президент Союза архитекторов России.

«Застройщики обращают внимание на сложности с получением технических условий для подключения коммуникаций, и долгую процедуру получения разрешений на строительство. В последнее время ситуация конечно улучшилась, но тем не менее занимает порой более года», – говорит депутат Законодательного собрания Ростовской области от фракции «Единая Россия» Михаил Сапыркин.

В ростовскую агломерацию планируется включить Мясниковский район – тогда поток транспорта на въезде в город будет еще больше, думает депутат Законодательного собрания Ростовской области от фракции КПРФ Татьяна Иващенко.

«Что мешало сначала построить нормальную дорогу, а уже потом фактически жилой массив Суворовский? Или Левенцовку? Или Красный Аксай? Почему у нас сперва дома, а потом дороги? А теперь, конечно, постоянные пробки. Получается, что жилья становится больше, а комфорта – меньше. Что касается точечных застроек в центре города: они неизбежно приведут к коллапсу основных дорог, например, проспекта Нагибина, который и так страдает от пробок. Как у нас проектируется город? Плохо проектируется во всех смыслах: и в транспортном, и в строительном, и в историческом. Конечно, введение новостроек в существующую модель города – проблема общероссийская. Но посмотрим на наших соседей: Краснодар, например, справляется с застройкой гораздо продуманней с точки зрения архитектуры и градостроительства. Особенно по части исторической застройки города, она глобально не изменяется. Если есть застройки, то они, как правило, вписываются в стиль. А у нас это порой довольно нелепо выглядит: посреди старого Ростова может появиться громадная новая высотка. Она создает не только пробки, но и портит общий архитектурный вид города. Проектирование, перспективное планирование развития города у нас в ужасном состоянии», – заключает Татьяна Хевондовна.

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, графика: ФедералПресс

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.