Забайкалье, как и большинство регионов Дальнего Востока, считается перспективным для развития туризма. Данное определение стоит понимать в том смысле, что планов на будущее куда больше, чем реально сделанного. Серьезный кризис, в котором последние десять лет пребывал регион, сказался и на этой сфере. Между тем ни власти, ни местные жители не оставляют надежд на то, что край станет привлекательным для туристов. Тем более что предпосылки для этого есть. Подробности – в очередном материале спецпроекта «Паспорт регионов Дальнего Востока».
Туристы проходят мимо
С географическим расположением Забайкалью и повезло, и не повезло одновременно. Туристическая Мекка Восточной Сибири, Байкал, находится буквально под боком – но, увы, в соседнем регионе. Основные потоки отдыхающих идут через регион транзитом в Бурятию и Иркутскую область. Вместе с туристами утекают и деньги. Для сравнения: ежегодно Забайкалье посещает 40–60 тысяч иностранцев (преимущественно из Китая), примерно столько же россиян. Соседнюю Бурятию ежегодно посещает порядка 1,2 миллиона человек. Даже сами забайкальцы предпочитают отдыхать где-нибудь подальше от родного дома – в том же Китае, куда ежегодно устремляется более 400 тысяч жителей края.
Проблема, очевидно, не только в административной принадлежности Байкала. Регион, как и его соседи, граничит с Китаем и Монголией – а значит, потенциальный туристический поток может быть очень большим. В Забайкалье есть и отлично сохранившаяся природа, и интересные культурные объекты, включая места поклонения буддистов. Здесь есть точки притяжения для спортивных туристов: протяженность горных туристических маршрутов в крае превышает 1600 километров, лесных – 18 000 километров.
Загвоздка в том, что и в Бурятии, и в Иркутской области имеется все то же самое. А вот с инфраструктурой там все обстоит намного лучше. Прежде всего в Забайкалье нет удобной логистики: с транспортной доступностью в крае вообще все довольно печально. Как рассказал управляющий директор дальневосточного агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Александр Волков, северная часть фактически оторвана от остального региона. Там нет автомобильного сообщения с крупными городами, на поезде туда ехать 2,5 дня. Единственный местный аэропорт, расположенный в селе Чара, очень маленький и способен принимать только небольшие самолеты. Наиболее состоятельные гости арендуют частные вертолеты, но по карману это далеко не всем. А между тем север Забайкалья – одно из наиболее привлекательных мест для туристов. Взять, например, Каларский район, граничащий с Якутией. Там множество по-настоящему популярных объектов у альпинистов, любителей дикой природы, туристов-«водников»… Сейчас эту проблему, конечно, пытаются понемногу решать. В частности, аэропорт в Чаре намерены модернизировать, чтобы увеличить его пропускную способность.
«В селе Новая Чара планируется создать крупный логистический центр. Это окажет влияние на развитие всего северного Забайкалья. Инвестором выступает Байкальская горная компания. Она будет осваивать Удоканское месторождение, а для полноценной реализации этого проекта необходимо выстроить хорошую логистику», – пояснили «ФедералПресс» в пресс-службе Минвостокразвития.
Пока, впрочем, этот проект находится в начальной стадии. Учитывая коронакризис, его реализация может серьезно затянуться. Не стоит забывать и о постоянных стихийных бедствиях – пожарах и наводнениях, которые случаются в крае каждый год. Они наносят огромный ущерб дорожной инфраструктуре, и без того слабенькой.
Еще одна серьезная проблема – неэффективные пограничные переходы. Здесь Забайкалье также проигрывает соседям: в Бурятии или Якутии проблем на границе будет куда меньше. Это, к слову говоря, влияет не только на туризм, но и на торговлю. На данную проблему несколько раз обращал внимание губернатор Александр Осипов. Вопрос, понятное дело, упирается в деньги – модернизация погранпереходов требует определенных затрат. Но они, безусловно, окупятся; а вот если оставить все как есть, потерь будет куда больше.
Планы есть, а денег нет
При этом у региональных властей есть четкое понимание того, какие точки роста имеются в туристической отрасли. В прошлом году чиновники начали разрабатывать туристическую карту региона. Что туда войдет? Во-первых, экологические памятники – это 2 заповедника, 15 заказников, несколько сотен целебных водных источников. Во-вторых, исторические и архитектурные памятники – их в крае насчитываются буквально тысячи.
Однако все снова упирается в деньги. В Забайкалье практически нет нормальных гостиниц и отелей. То, что есть, недотягивает даже до скромных запросов жителей России – чего уж говорить об иностранцах. Для возрождения этой сферы нужны миллионы рублей. Но где их взять? Как рассказали в правительстве края, в этом году на финансирование туризма выделили чуть больше 4 миллионов рублей. Часть этих денег пойдет на раскрутку отрасли – создание вышеупомянутой туристической карты, разработку сайта, проведение тематических конференций. На реальные дела остается совсем немного. Здесь вся надежда только на крупных инвесторов.
Резиденты ТОР «Забайкалье» туризмом практически не занимаются. Исключением является ООО «Здравницы Забайкалья»: компания хочет открыть новый санаторно-курортный комплекс недалеко от Читы. Строить им ничего не надо – только отремонтировать старые здания, наладить коммуникации, установить новое оборудование. Инвесторы готовы вложить в проект 37 миллионов рублей. Новый санаторий, по задумке, должен дать импульс медицинскому туризму.
Однако в основном ТОР помогает туризму лишь косвенно – как в случае с аэропортом в Чарах. Большая часть резидентов занимается добычей ископаемых и строительством заводов, а не развитием сферы услуг. Возможно, ситуацию сможет исправить льготный режим Свободного порта Владивосток – в ближайшем будущем его планируют ввести и в Забайкалье.
Еще ряд возможностей перед туристической сферой открыла пандемия коронавируса. Здесь все довольно очевидно: из-за закрытых границ местные жители не смогли выбраться на отдых в другие страны. Они вынужденно начали поддерживать местный туризм – в этом месяце посещаемость местных баз отдыха выросла в несколько раз. Настоящим хитом стал Ивано-Арахлейский заказник: там расположено несколько крупных озер, имеются пляжи и гостевая инфраструктура.
Однако нужно понимать: туристическая отрасль не может развиваться в отрыве от всего остального. Наоборот, очень часто она является сопутствующей. Прежде всего в Забайкальском крае нужно выстроить нормальную логистику, развить социальную сферу, улучшить инвестклимат. Тогда в регион потянутся и инвесторы, и туристы. Процесс этот будет долгим – кризисное десятилетие поставило Забайкалье на грань выживания. Ситуация стала меняться лишь в 2018 году, когда в регион пришел новый глава. Однако пары лет явно недостаточно, чтобы в корне переломить ситуацию.
Фото: 75.ru
Паспорт регионов Дальнего Востока