В Хабаровском крае уже полтора месяца не утихают протесты, начавшиеся после ареста экс-губернатора Сергея Фургала. Несмотря на то что людей на улицы выходит все меньше, митинги остаются головной болью для властей региона. В попытке разрешить этот кризис врио губернатора Михаил Дегтярев намеревается создать Народный совет – новый совещательный орган для лидеров общественных мнений. Инициатива, по мнению одних экспертов, спорная. Другие же считают, что это своевременное и нужное решение. О том, какое будущее ждет Народный совет, – в материале «ФедералПресс».
Дягтяревский совет
Народный совет – пожалуй, одна из наиболее тиражируемых инициатив главы Хабаровского края Михаила Дегтярева. Попытки договориться с недовольными жителями края прошли не столь удачно, как хотелось бы: для диалога попросту не было условий. Политологи отмечают, что врио губернатора пока не хватает политического опыта для общения с народом. С другой стороны, говорить сейчас просто не с кем – за долгий срок у хабаровских протестов так и не появилось лиц. Для налаживания контакта с людьми врио губернатора и решил создать Народный совет. По задумке, это совещательный орган, куда войдут лидеры мнений, популярные блогеры и общественники. Попасть в него сейчас приглашают всех желающих.
И у жителей Хабаровского края, и у ряда экспертов сразу же появились вопросы к данному проекту. По идее, для создания «диалога власти и общества» в регионе существуют общественные палаты, общественные советы при министерствах, думы, в конце концов. Зачем властям нужен новый совещательный орган со старыми функциями? Ответ на этот вопрос прост: ни одна из вышеописанных структур не в силах разобраться с нынешней политической ситуацией.
«Общественные палаты скорее налаживают диалог чиновников с различными НКО, общественными организациями. Для честного разговора с улицей нужны другие люди и другие структуры», – рассказал «ФедералПресс» политолог Даниил Ермилов.
С этой точки зрения создание Народного совета в Хабаровском крае выглядит довольно логичным. Однако на практике реализация этой инициативы столкнулась с рядом трудностей.
Принцип отбора
Прежде всего до сих пор не очень понятен принцип отбора людей в этот самый совет. Власти края не так давно опубликовали критерии, по которым туда можно пройти. Либо набрать 250 голосов поддержки на портале «Голос27», либо сдать 100 «живых» подписей, либо просто являться блогером с 5000 подписчиков. Кроме того, в совет можно войти по предложению самого Михаила Дегтярева. Будут ли люди, прошедшие данный фильтр, действительно отражать интересы населения? На этот вопрос пока нет ответа.
Кроме того, сам факт создания фильтра отталкивает возможных участников совета. Если есть фильтры, значит, будут те, кто их не пройдет. По словам Даниила Ермилова, это основная причина того, что инициатива по созданию Народного совета не получила широкого отклика.
«Конечно, сама идея правильная: выявить лидеров общественного мнения, которые выдвинут конкретные предложения. Но посудите сами: вводится определенный ценз, который регулируют чиновники. Все понимают, что власть имущие прежде всего переживают за свое место. Допустят ли в совет правдорубов, которые придут и покажут пальцем на конкретных людей, приведут неудобные факты? Это серьезный вопрос. Без ответа на него доверие к новому институту будет небольшим», – отметил он.
Еще одна задача, которая стоит перед властями края, – правильное позиционирование идеи Народного совета. Главное здесь: найти так называемых ЛОМов – лидеров общественного мнения.
«Довольно простая технология: власть отделяет тех, кто готов к диалогу, от тех, кто никогда не будет договариваться. Из первых формируют некий костяк, который будут формировать общественное мнение. Затем их противопоставляют некоему «агрессивному меньшинству», – рассказал политолог Илдус Ярулин «ФедералПресс». – Не секрет, что число протестующих относительно невелико. Гораздо больше так называемых колеблющихся, которые пока не приняли сторону. Именно за них сейчас идет борьба».
Применение этой тактики в России наблюдали не раз и не два. Собственно говоря, с подобных шагов начинаются почти все истории, в конце которых ищут негодяев, «сливших протест». В итоге даже если Народный совет создается действительно для благих целей, многие сразу же посчитают его обманкой. Поэтому привязка данной инициативы к уличным митингам оказалась не самым удачным шагом.
При этом, отмечает Илдус Ярулин, выстроить диалог с недовольными можно было и куда менее рискованным способом.
«Михаил Дегтярев – представитель ЛДПР. Почти вся Законодательная дума Хабаровского края состоит из жириновцев, то есть врио губернатора имеет на нее колоссальное влияние. Депутаты могли бы создать своеобразные «кружки лидеров общественных мнений» у себя на округах, честно пообщаться с людьми. А потом поработать с полученными данными в рамках заседаний думы», – считает он.
Как бы то ни было, очевидно одно: новые механизмы для работы с недовольными жителями края нужны. Протест в регионе все еще носит иррациональный характер: люди недовольны всем, но ничем конкретно. Совет и диалог с народом нужен, иначе пострадают от этого не только власти, но и сами протестующие.
Фото: instagram.com/degtyarev_info