Во время рабочей встречи Владимира Путина с врио губернатора Прикамья Дмитрием Махониным президент России поддержал идею строительства в Перми моста через Каму. Профильные ведомства и федеральное правительство получат необходимые поручения для проработки вопроса. У краевой столицы появился уникальный шанс на инфраструктурный рывок. Главное – не упустить. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Мост через Каму – один из «вечных» пермских прожектов наряду с зоопарком, театром, галереей. К нему примерялись еще в «тучные» нулевые, но время потратили по сути только на обсуждение, где лучше строить. Еще в 2008 году «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург» провел исследование и рекомендовал возводить объект с выходом на площадь Гайдара. Потом возник вариант со строительством моста в районе площади 1905 года. Позднее эксперты вернулись к мнению, что строить лучше в районе площади Гайдара или недалеко от нее – в створе улицы Крисанова.
«Задача выбора створа для третьего моста через Каму была решена еще двенадцать лет назад, – говорит директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. – И лучшим вариантом был признан вариант с выходом на площадь Гайдара. Похожий по эффективности вариант – в створе улицы Крисанова. Выбор вызван необходимостью увеличения связи двух берегов Камы в непосредственной близости от центра города».
Как нам пояснили в Министерстве транспорта Пермского края, локации под мост оценивались с точки зрения расселения и приложения труда, учебы и социальных объектов, прогноза автомобильного трафика на 2027 и 2042 годы, анализа состояния транспортной системы Перми и натурных обследований транспортных потоков. В качестве основного выбран вариант моста в створе улицы Крисанова с выходом в Камскую долину. Еще один аргумент за створ Крисанова – улица расположена всего в двух кварталах от существующего Коммунального моста. После постройки нового Коммунальный мост закроют на реконструкцию.
Но в варианте строительства моста в створе улицы Крисанова большой объем средств придется направить в качестве компенсации собственникам объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в непосредственной близости от улицы Крисанова.
Еще в 2017 году в министерстве транспорта Прикамья рассматривали возможность строительства третьего моста через Каму в рамках государственно-частного партнерства, отработав механизм концессии на проекте Чусовского моста. По мнению экспертов, такой вариант сегодня маловероятен.
«Не думаю, что разговор о необходимости строительства третьего моста через Каму, состоявшийся между руководителем региона и руководителем страны, может касаться каких-либо форм государственно-частного партнерства, – комментирует ситуацию Михаил Якимов. – Это не тема разговора с президентом страны. На таком высоком уровне речь идет о строительстве моста за счет средств в первую очередь федерального бюджета».
Еще один вопрос: много ли в стране подрядчиков, готовых справиться с подобной стройкой?
«В данный момент не существует никаких проблем с конкурсом на поиск проектировщика и строителя такого мостового сооружения, – рассказывает Михаил Якимов. – Эти проблемы были актуальны 10–15 лет назад. Сейчас много крупных компаний, которым вполне по силам реализация подобных масштабных проектов. В настоящее время ведется строительство больших внеклассных мостов в различных субъектах РФ. Не будем забывать пример Крымского моста, уникального сооружения, в строительстве которого участвовало большое количество подрядных организаций, каждая из которых отвечала за свой участок работы».
Отдельный вопрос, какова будет стоимость строительства? В ПФО строятся либо проектируются три подобных сооружения. Это мост через реку Чусовую в Пермском крае протяженностью два километра и стоимостью 18 млрд рублей, Восточный выезд из Уфы с мостом протяженностью 2,5 километра и стоимостью 34 млрд рублей. И мост через Волгу и обход Тольятти протяженностью 3,75 километра стоимостью 120,8 млрд рублей. По данным краевого минтранса, ориентировочная стоимость четырехполосного моста протяженностью один километр составляет порядка 25–26 миллиардов рублей.
Прикамский минстрой уже готовит техническое задание на проектирование. Сейчас Пермь располагает тремя мостовыми переходами через Каму – не загруженным на полную мощность Красавинским мостом, ограниченным в пропускной способности мостом на КамГЭС и несущим основную нагрузку возрастным, требующим регулярного обслуживания и ремонта Коммунальным мостом. Если в центре Перми появится новый мост, о котором говорят уже два десятилетия, его точно надо будет назвать Президентским.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, Дмитрий Барков