Коронавирус изменил отношение предпринимателей Югры к бизнесу. Опытные руководители за время пандемии поняли, что засиделись в офлайн-режиме и пора осваивать новые механизмы ведения бизнеса, а начинающие предприниматели, устояв на пике «шторма», уяснили выражение «хочешь жить – умей вертеться». О том, как бизнес Югры пережил коронавирус, кем стали индивидуальные предприниматели после закрытия дела – в материале «ФедералПресс».
Поддержка нон-стоп
Деловое сообщество Ханты-Мансийского автономного округа в период пандемии решило посвятить время изучению различных программ поддержки и новых практик. Такой вывод сделали в Фонде поддержки предпринимательства Югры: количество обращений консультативного плана выросло в разы. А виды предоставляемой Фондом поддержки интересовали как начинающих предпринимателей, так и успешных бизнесменов.
«Во время карантина у нас круглосуточно работала «горячая линия», позвонив на которую можно было получить актуальную информацию по всем формам поддержки бизнеса, как региональным, так и федеральным. Кроме этого, на интернет-ресурсах и в социальных сетях Фонда в режиме онлайн публиковались новости и нормативные документы, которые регламентировали работу предприятий во время пандемии», – отметил генеральный директор Фонда поддержки предпринимательства Югры Сергей Стручков.
В период пандемии только единицы представителей малого и среднего бизнеса смогли развивать свое дело: выйти онлайн и заработать. Большая часть – старалась сохранить рабочие места и удержать бизнес на плаву. Однако находились и те, кто посчитал пандемию отличной возможностью для запуска нового дела.
«За период пандемии поручительством Фонда поддержки предпринимателей Югры воспользовались 75 бизнесменов на общую сумму более 455,1 миллиона рублей», – рассказал гендиректор.
Он также отметил, что на компенсацию лизинговых платежей и компенсации затрат по первоначальному взносу поступило 219 заявок, общая сумма поддержки составила более 19 миллионов рублей. На компенсацию банковской процентной ставки поступило 32 заявки на сумму 6,5 миллионов рублей.
«При этом объем финансирования Фондом по этим компенсациям составил 17 миллионов рублей. К сожалею, на данный момент заявки на эти формы поддержки не принимаются, в настоящее время рассматривается вопрос об увеличении объема финансирования программ», – пояснил Стручков.
Бизнесмены «кинули» ИП
В Ханты-Мансийском автономном округе традиционно развивается молодёжное предпринимательство, инновационный и социальных бизнес, а также промышленные направления. В департаменте экономического развития сообщили, что предприятия, нацеленные на развитие и улучшение качества жизни населения, всегда будут приоритетом. Именно руководители этих предприятий в период пандемии были активны и «болели» за свое дело. Только за прошедшую неделю по вопросам поддержки бизнесменов проведено четыре совещания.
«Инициативность предпринимательского сообщества повлияла на процесс скорого снятия ограничений для сфер бизнеса. Хочу заметить, что не мы им писали рекомендации, а они сами готовили документы о том, как обезопасить потребителя и какие меры должны соблюдаться», – рассказал заместитель директора департамента экономического развития округа Роман Колупаев.
Он также отметил, что увеличилось число обращений за финансовой и имущественной поддержкой, снижением налоговой нагрузки, а также по административным мерам.
«Мы за полгода выдали средства поддержки как за два года. За период пандемии к нам обратились более 17 тысяч предпринимателей. Объем поддержки из бюджета всех уровней составил полтора миллиарда рублей. Чтобы не было двойных выплат, мы синхронизировали работу. Если федеральные структуры давали деньги на зарплату, то мы выдавали компенсацию за аренду или услуги ЖКХ», – подчеркнул замдиректора.
Он также отметил, что из-за послабления по отчетности сложно проконтролировать, сколько предпринимателей закрыли свое дело, возможно, было перетекание из ИП в самозанятых, ведь это менее рискованный вид деятельности.
«Если говорить о численности предпринимателей, то она сократилась. Это было ожидаемо. Многие либо закрыли свой бизнес, либо реструктуризировали его. Если сравнить 10 августа 2019 года и 10 августа 2020, то мы потеряли 2600 ИП и юрлиц, но зато количество самозанятых увеличилось. Их порядка четырех тысяч. Могу предположить, что предприниматели закрыли ИП и встали на учет как самозанятые. Там щадящие обязательства по отчислениям: поработал – заплатил, не работал – ничего не платишь», – подытожил Колупаев.
COVID закаляет бизнес
В период коронавируса были и те, кто открыл свой бизнес. Интересно, что все заявители – руководители предприятий общественного питания. Среди них и Эмиль Акопян – владелец ресторана армянской и грузинской кухни «Толмама» в Ханты-Мансийске. Предпринимательской деятельностью молодой человек занимается с 2012 года.
«Многие знакомые говорили, что мы сумасшедшие, раз открылись во время пандемии, но риск оправдан. У нас все было готово к открытию, когда объявили о коронавирусе. Пандемия стала сюрпризом для всех, не только для нас. Из-за этого мы потеряли месяц, а в апреле, когда сделали послабления, решили запустить доставку. И не зря. Этих денег хватает, чтобы держаться на плаву. Мы сократили наши затраты, договорились с арендатором об отсрочке и сейчас работаем в ноль, а иногда и в плюс», – отмечает Акопян.
Предприниматель также отметил, что первые заказы были от друзей, но вскоре заработало «сарафанное радио». Также, чтобы увеличить охват аудитории, коллектив создал группы в социальных сетях, и сейчас 30 процентов заказов поступает через интернет.
Во время пандемии расширила свой бизнес и руководитель клиники омоложения «Голдберг» в Сургуте Мария Голубева. По словам девушки, бизнес, конечно, ощутил колебания спроса от короновируса, но все же выстоял.
«Когда все началось, мы закрыли клинику на неделю. Потом изучили информацию и поняли, что медицинские центры могут продолжить работу. И открыли запись. Конечно, не было большого количества клиентов: многие отменяли приемы. Было много страхов вокруг происходящего. Но постепенно ситуация стабилизировалась, и в мае мы заработали даже больше, чем в мае 2019 года. Связываю это с тем, что страсти вокруг коронавируса улеглись, люди осознали, что отпуска не будет, а деньги есть. Поэтому многие женщины решили вложить средства в свою внешность. Здоровье и молодость всегда будет пользоваться спросом», – рассказывает Мария Голубева.
Она также отметила, что у них, как и у многих предприятий, были проблемы с оплатой аренды. Приходилось справляться своими силами, так как их бизнес не попадал под виды деятельности, которые пострадали от пандемии.
«Нам удалось удержаться и расширить штат с 4 до 12 человек, благодаря слаженной работе коллектива и профессионализму сотрудников. После пандемии мы планируем укреплять техническую базу и повышать квалификацию».
По ее словам, летом этого года предприятию удалось при поддержке Фонда предпринимательства Югры реализовать закупку по льготному лизингу трех аппаратов: ультразвуковой диагностики, омоложения мышечного каркаса и коррекции тела.
«Азбука» для бизнеса
Генеральный директор Фонда поддержки предпринимательства Югры Сергей Стручков пояснил, что для каждого бизнесмена, Фонд разрабатывает индивидуальную карту развития, куда входят все этапы развития предприятия: господдержка, поиск инвесторов, маркетинговая программа.
«Конечно, одной из самых актуальных остаётся финансовая поддержка. Фонд может предоставить компенсацию банковской процентной ставки по кредитам, компенсацию части затрат по уплате лизинговых платежей, или поручиться за бизнесмена перед банками-партнёрами», – пояснил Стручков.
Также отметил, что большой популярностью пользуется и образовательная форма поддержки, которая сейчас проходит в онлайн-формате: проведение вебинаров, семинаров и тренингов с участием региональных и федеральных бизнес-тренеров. Созданы специальные программы бизнес-образования для школьников и студентов «Азбука бизнеса», «Факультет бизнеса». Для развития предпринимательства в регионе реализуются проекты для развития социального предпринимательства. Действуют комплексные программы «Выращивание» и «Сопровождение», участники которых могут получить полное сопровождение своего бизнеса.
Фото: ФедералПресс\ Полина Зиновьева
Инфографика: Елена Майорова