Общественный совет при Минприроды провел оценку эффективности внедрения наилучших доступных технологий в Находскинском морском торговом порту. Об итогах проведенной оценки федеральные экологические эксперты рассказали в рамках пресс-конференции, прошедшей сегодня, 17 сентября, в МИА «Россия сегодня».
Федеральные экологические эксперты посетили Находку с целью проверки выполнения экологических требований стивидорными кампаниями по борьбе с угольной пылью, об этом ранее писал «ФедералПресс». Инициатором проверки стали депутаты и общественники городского совета. Они и обратились в Общественный совет при Минприроды России с просьбой оценить эффективность природоохранных мероприятий в порту.
Представители общественных советов Минприроды РФ, Росприроднадзора и Росгидромета посетили Находкинский морской торговый порт. В рамках инспекции общественники оценили внедрение на предприятии наилучших доступных технологий по снижению выбросов угольной пыли и минимизации влияния порта на экологию города.
Сегодня в Находке работает двенадцать стивидорных компаний. Крупных стивидоров два: Восточный порт, переваливающий около 25 млн тонн, и Находкинский морской торговый порт – около 10 млн тонн. Кроме них здесь работают еще десяток менее крупных стивидорных компаний.
В последние годы они активно модернизировались. До конца 2020 года все стивидоры Находки должны перейти на экологически безопасные технологии перевалки сыпучих грузов. Важность перехода на защищенную перевалку грузов отметил президент страны и дал соответствующее поручение.
Для выполнения поручения на законодательном уровне был разработан справочник наилучших доступных технологий, основанных на наиболее эффективных мировых практиках – ИТС 46-2019 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)». В справочнике описаны технологии для защищенной перевалки сыпучих грузов. Для стивидоров внедрение технологий из справочника обязательно.
17 сентября в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, на которой были представлены результаты проведенной общественной оценки эффективности внедрения наилучших доступных технологий в АО «Находкинский морской торговый порт». Полная версия доклада размещена на сайте Минприроды РФ.
Заместитель председателя Общественного совета при Минприроды РФ Александр Закондырин, открывая пресс-конференцию, отметил: «По итогам проведенной нами общественной оценки можно сделать следующие обобщенные выводы: поручения президента РФ о минимизации объема образования угольной пыли и нормализации экологической ситуации в городе Находкинский морской торговый порт выполнил, его деятельность соответствует соответствующему справочнику по наилучшим доступным технологиям. Среди внедрений – установка стационарных и мобильных систем орошения, строительство пылеветрозащитных экранов по периметру производственных площадок и многое другое. В данный момент установлена система автоматического мониторинга содержания пыли в атмосферном воздухе, которая позволяет в режиме онлайн контролировать ситуацию и своевременно принимать меры для локализации пыления в случае возникновения. Все данные в полном объеме передаются надзорным органам».
Директор Находкинского МТП Владимир Григорьев сообщил в интервью «ФедералПресс» о том, что за последние три года Находкинский МТП инвестировал в экологические мероприятия 1,5 миллиарда рублей. И много что удалось построить.
«Находкинский морской торговый порт в полном объеме выполняет все принятые на себя экологические обязательства, во многих случаях с опережением графика. Порт установил по периметру своей территории ветрозащитные экраны, применяет стационарные и мобильные системы орошения и снегогенерации и многое другое. Порт также реализует экологические инициативы, выходящие за рамки требований. Например, использует целлюлозу для обработки угольных штабелей, установил водоотводный брус и так далее», – сказал Григорьев.
Но на этом инвестиции не закончатся. Многие проекты находятся на стадии реализации, и в ближайшие полтора года инвестиции достигнут 4,3 млрд рублей. Основной фокус внимания на ближайшие годы – строительство комплекса закрытой выгрузки угля. Суть проекта в том, что уголь будет выгружаться в закрытом помещении с использованием системы аспирации и сухого тумана, а перемещаться по территории порта – по сети крытых конвейеров с использованием пересыпных станций. Сегодня основное технологическое оборудование для проекта закуплено и поставлено. Уже проведены земляные работы, подготовлен котлован для фундамента вагоноопрокидывателя. Одновременно в порту организован вынос энергосетей из зоны строительства, для того чтобы можно было продолжать бесперебойную работу.
Реализация проекта, по оценкам профильных министерств и экологов, даст существенный эффект: позволит улучшить состояние атмосферного воздуха, значительно снизить уровень шума и в 10 раз сократить пыление в зоне разгрузки вагонов.
Кроме того, в завершающей стадии находится строительство очистных сооружений. На сегодняшний день одна из четырех очередей введена в эксплуатацию. Три оставшихся – примерно в 80-процентной стадии готовности. Это значит, что до конца года они войдут в строй.
Заместитель общественного совета при Росприроднадзоре Андрей Нагибин отметил важность механизмов общественного контроля за процессом модернизации портовой инфраструктуры: «В Находке мы провели серию встреч с местными экоактивистами и увидели очень профессиональных и неравнодушных людей. Было высказано много полезных предложений, которые будут использованы в работе федеральных органов власти. Наша работа по экспертной оценке внедрения НДТ и влияния их на экологию города максимально открытая и публичная. Мы надеемся, что общими усилиями нам удастся сформулировать практические предложения по системному исправлению экологической ситуации в портовых городах».
Общественники дали рекомендации Находкинскому МТП по усилению экозащиты. Например, стоит продолжить озеленение Находкинского порта и близлежащей территории, отметила член Общественного совета при Росгидромете Зоя Шаргатова. По ее словам, необходимо создать плотное «зеленое ограждение» – защитную лесополосу. Как дополнительную меру Шаргатова порекомендовала уделить внимание биологическому разнообразию морских вод бухты Находка – заняться разведением аквакультуры. Эксперт высоко оценила систему экологического мониторинга порта и предложила организовать общегородскую систему мониторинга состояния атмосферного воздуха «НаходкаЭкоМониторинг».
Александр Закондырин в завершение своего выступления отметил: «По итогам нашей поездки в город Находку мы считаем необходимым выйти с предложениям подготовить на федеральном уровне государственный стандарт экологически безопасной перевалки угля, обязательный для исполнения всеми стивидорными компаниями России. И внести соответствующие требования в законодательство РФ».
По его словам, подход к определению нормативных требований должен быть дифференцированным. Сейчас в РФ работают 62 стивидорные компании. И их необходимо разделить по трем критериям: 1) специализированные терминалы и универсальные терминалы; 2) находящиеся в «городской черте» или «промышленной зоне»; 3) по объему грузооборота в год: до 1 млн т в год (небольшие терминалы), до 10 млн т (средние терминалы) и свыше 10 млн т (крупные терминалы). В зависимости от указанных критериев к нему должны быть применены различные требования по наличию внедренных наилучших доступных технологий. Также должен быть установлен срок на завершение работ по созданию всей необходимой инфраструктуры для экологически безопасной перевалки. «Учитывая экономические реалии, думаю, разумным будет срок пять лет, до 1 января 2025 года», – заключил Закондырин.
Фото: primorsky.ru, nmtport.ru