Амурская область является одним из наиболее стабильных в экономическом плане регионов Дальнего востока. В последние годы она занимает лидирующие позиции по приросту инвестиций – в этом году показатель роста составил 200 процентов. За счет чего область добилась таких успехов, разбирался «ФедералПресс».
Амурские ТОРы
Амурская область – регион довольно спокойный. В отличие от соседей (того же Хабаровского края), здесь не происходит каких-то мощных общественных потрясений. Экономика области чувствует себя довольно уверенно: в этом году региональный бюджет составил 82 млрд рублей. Это куда больше, чем у многих регионов ДФО.
Между тем, внимание дальневосточных властей к региону весьма серьезное. Амурская область давно стала одним из ключевых регионов для Минвостокразвития. Отчасти это объясняется «происхождение» главы министерства. Александр Козлов с 2000 года работал в области: сначала в бизнесе, затем – во власти, а в 2015-2018 годах и вовсе занимал пост губернатора Приамурья.
Однако это далеко не единственный фактор. Во-первых, область занимает очень выгодное в экономическом плане положение. Буквально под боком находится Китай, с которым налажена комфортная логистика. Во-вторых, в регионе расположен ряд важнейших объектов – самым значимым из них является космодром «Восточный». Это является причиной огромного внимания, которое уделяет области федеральный центр.
Благодаря этому Приамурье является пионером почти во всех дальневосточных экономических проектах – будь то «дальневосточный гектар» или территории опережающего развития. В этом плане конкурировать с ним могут разве что Приморье и Сахалин.
На территории области находится три территории опережающего развития. ТОР «Приамурская» и ТОР «Белогорск» специализируются, прежде всего, на пищевой продукции и складском хозяйстве. Большая часть предприятий ориентирована на другие регионы Дальнего Востока. На Китай нацелен только один резидент – завод «Амурский», занимающийся переработкой сои.
Резиденты ТОР «Свободный» реализуют проекты в газовой и строительной отраслях. Как рассказали в правительстве области, совокупный объем инвестиций в территории опережающего развития уже превысил 1,7 триллионов рублей.
«Эффективность льготных налоговых режимов в Амурской области оказалась куда больше, чем ожидалось. Например, нынешние инвестиции в ТОР «Белогорск» превысили ожидаемые более чем на 300 процентов. То же самое можно сказать и про новые рабочие места. В регионе удалось создать мощный агропромышленный кластер», - пояснили в Корпорации развития Дальнего Востока.
Наиболее успешным является ТОР «Свободный», созданный в 2017 году. Там полным ходом идет строительство двух крупных заводов – Амурского газохимического комплекса (проект «Сибура») и Амурского газоперерабатывающего завода (проект «Газпрома»). Эти объекты привлекли львиную долю всех инвестиций на территориях опережающего развития. Предприятия заработают в ближайшие несколько лет и во многом будут ориентированы на Китай.
Свободный порт и мосты в Китай
Еще одним важным инвестиционным механизмом является режим Свободного порта Владивосток. В прошлом году его распространили на Благовещенск. Это особая экономическая зона, резиденты которой могут получать земельные участки без аукциона, платить пониженную налоговую ставку и так далее.
Якорные проекты, которые реализуют резиденты порта, касаются самых разных сфер. Одним из наиболее интересных является строительство канатной дороги между Благовещенском и Хэйхэ. Не менее важными являются проекты завода по производству кормовой крупы и предприятия по выпуску газобетонных изделий. Что характерно, работать они будут, прежде всего, на рынок ДФО.
«Благовещенск вскоре должен стать крупнейшим транспортным хабом. Поэтому городом всерьез интересуются инвесторы из-за рубежа. В первую очередь, мы говорим о странах Юго-Восточной Азии, например, Южной Корее. Поэтому в Амурской области число инвестиционных проектов будет только расти», - рассказал «ФедералПресс» доктор экономических наук Александр Латкин.
Речь идет о строительстве двух мостов через Зею, которые соединят Амурскую область с Китаем. Первый из них уже построили – но из-за пандемии коронавируса открытие пришлось отложить. Кроме того, там не завершено строительство полноценного пункта пропуска, из-за чего ездить по нему пока могут лишь грузовые машины. Второй мост планируют сдать в 2022 году. В перспективе новые переправы в разы увеличат грузооборот в Приамурье. А заодно привлекут иностранные капиталы. Строительство уже имеющегося моста, например, большей частью профинансировали частные китайские инвесторы.
Ложка дегтя от «Роскосмоса»
В то же время, инвестиционное развитие Амурской области нельзя назвать идеальным. Несмотря на неплохие экономические показатели, проблем хватает. Например, в прошлом году оказалось, что «Свободный» полтора года работает без необходимых документов. Никаких четких соглашений, ни закрепленных за подрядчиками обязательств – ничего. Это, впрочем, не мешало резидентам ТОР привлекать в регион солидные деньги.
Но, конечно, самой большой проблемой для региона является космодром «Восточный». Это одновременно и гордость, и серьезный провал для Амурской области. Космодром – объект российского значения, который привлекает действительно серьезные инвестиции. Чиновники заявляют, что инвесторы вложат в проект порядка 250 млрд рублей. Сам космодром обеспечит работой минимум четыре тысячи человек. Однако на деле проект обернулся головной болью. Безумно дорогой (стоимость «Восточного» оценивают в 300 млрд рублей) стал кормушкой для бесчисленной армии коррупционеров. За время строительства возбудили десятки уголовных дел – при том, что строительство до сих пор не завершено. Пока там удалось закончить только первую очередь. В то же время, эксперты полагают, что окупиться объект сможет лет через 40-50. Если, конечно, его получится достроить.
Впрочем, несмотря на все огрехи, Приамурье показывает пример действительно успешного развития. В ближайших планах у властей региона – строительство индустриального парка, масштабная газификация и многое другое. Деньги на эти цели имеются. Речь, кстати, не только об инвестициях. В августе губернатор Амурской области Василий Орлов попросил премьер-министра Михаила Мишустина реструктурировать задолженность по бюджетным кредитам. Высвободившиеся деньги планируется направить в том числе на реализацию крупных инфраструктурных проектов.
Фото: gazprom.ru, amurobl.ru, commons.wikimedia.org
Паспорт регионов Дальнего Востока