Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Амурская область
0

Стабильность и перспективы. Приамурье становится все более привлекательным для инвесторов

Амурская область давно стала одним из ключевых регионов для Минвостокразвития
Амурская область давно стала одним из ключевых регионов для Минвостокразвития

Амурская область является одним из наиболее стабильных в экономическом плане регионов Дальнего востока. В последние годы она занимает лидирующие позиции по приросту инвестиций – в этом году показатель роста составил 200 процентов. За счет чего область добилась таких успехов, разбирался «ФедералПресс».

Амурские ТОРы

Амурская область – регион довольно спокойный. В отличие от соседей (того же Хабаровского края), здесь не происходит каких-то мощных общественных потрясений. Экономика области чувствует себя довольно уверенно: в этом году региональный бюджет составил 82 млрд рублей. Это куда больше, чем у многих регионов ДФО.

Между тем, внимание дальневосточных властей к региону весьма серьезное. Амурская область давно стала одним из ключевых регионов для Минвостокразвития. Отчасти это объясняется «происхождение» главы министерства. Александр Козлов с 2000 года работал в области: сначала в бизнесе, затем – во власти, а в 2015-2018 годах и вовсе занимал пост губернатора Приамурья.

Однако это далеко не единственный фактор. Во-первых, область занимает очень выгодное в экономическом плане положение. Буквально под боком находится Китай, с которым налажена комфортная логистика. Во-вторых, в регионе расположен ряд важнейших объектов – самым значимым из них является космодром «Восточный». Это является причиной огромного внимания, которое уделяет области федеральный центр.

Благодаря этому Приамурье является пионером почти во всех дальневосточных экономических проектах – будь то «дальневосточный гектар» или территории опережающего развития. В этом плане конкурировать с ним могут разве что Приморье и Сахалин.

На территории области находится три территории опережающего развития. ТОР «Приамурская» и ТОР «Белогорск» специализируются, прежде всего, на пищевой продукции и складском хозяйстве. Большая часть предприятий ориентирована на другие регионы Дальнего Востока. На Китай нацелен только один резидент – завод «Амурский», занимающийся переработкой сои.
Резиденты ТОР «Свободный» реализуют проекты в газовой и строительной отраслях. Как рассказали в правительстве области, совокупный объем инвестиций в территории опережающего развития уже превысил 1,7 триллионов рублей.

«Эффективность льготных налоговых режимов в Амурской области оказалась куда больше, чем ожидалось. Например, нынешние инвестиции в ТОР «Белогорск» превысили ожидаемые более чем на 300 процентов. То же самое можно сказать и про новые рабочие места. В регионе удалось создать мощный агропромышленный кластер», - пояснили в Корпорации развития Дальнего Востока.

Наиболее успешным является ТОР «Свободный», созданный в 2017 году. Там полным ходом идет строительство двух крупных заводов – Амурского газохимического комплекса (проект «Сибура») и Амурского газоперерабатывающего завода (проект «Газпрома»). Эти объекты привлекли львиную долю всех инвестиций на территориях опережающего развития. Предприятия заработают в ближайшие несколько лет и во многом будут ориентированы на Китай.

Свободный порт и мосты в Китай

Еще одним важным инвестиционным механизмом является режим Свободного порта Владивосток. В прошлом году его распространили на Благовещенск. Это особая экономическая зона, резиденты которой могут получать земельные участки без аукциона, платить пониженную налоговую ставку и так далее.

Якорные проекты, которые реализуют резиденты порта, касаются самых разных сфер. Одним из наиболее интересных является строительство канатной дороги между Благовещенском и Хэйхэ. Не менее важными являются проекты завода по производству кормовой крупы и предприятия по выпуску газобетонных изделий. Что характерно, работать они будут, прежде всего, на рынок ДФО.

«Благовещенск вскоре должен стать крупнейшим транспортным хабом. Поэтому городом всерьез интересуются инвесторы из-за рубежа. В первую очередь, мы говорим о странах Юго-Восточной Азии, например, Южной Корее. Поэтому в Амурской области число инвестиционных проектов будет только расти», - рассказал «ФедералПресс» доктор экономических наук Александр Латкин.

Речь идет о строительстве двух мостов через Зею, которые соединят Амурскую область с Китаем. Первый из них уже построили – но из-за пандемии коронавируса открытие пришлось отложить. Кроме того, там не завершено строительство полноценного пункта пропуска, из-за чего ездить по нему пока могут лишь грузовые машины. Второй мост планируют сдать в 2022 году. В перспективе новые переправы в разы увеличат грузооборот в Приамурье. А заодно привлекут иностранные капиталы. Строительство уже имеющегося моста, например, большей частью профинансировали частные китайские инвесторы.

Ложка дегтя от «Роскосмоса»

В то же время, инвестиционное развитие Амурской области нельзя назвать идеальным. Несмотря на неплохие экономические показатели, проблем хватает. Например, в прошлом году оказалось, что «Свободный» полтора года работает без необходимых документов. Никаких четких соглашений, ни закрепленных за подрядчиками обязательств – ничего. Это, впрочем, не мешало резидентам ТОР привлекать в регион солидные деньги.

Но, конечно, самой большой проблемой для региона является космодром «Восточный». Это одновременно и гордость, и серьезный провал для Амурской области. Космодром – объект российского значения, который привлекает действительно серьезные инвестиции. Чиновники заявляют, что инвесторы вложат в проект порядка 250 млрд рублей. Сам космодром обеспечит работой минимум четыре тысячи человек. Однако на деле проект обернулся головной болью. Безумно дорогой (стоимость «Восточного» оценивают в 300 млрд рублей) стал кормушкой для бесчисленной армии коррупционеров. За время строительства возбудили десятки уголовных дел – при том, что строительство до сих пор не завершено. Пока там удалось закончить только первую очередь. В то же время, эксперты полагают, что окупиться объект сможет лет через 40-50. Если, конечно, его получится достроить.

Впрочем, несмотря на все огрехи, Приамурье показывает пример действительно успешного развития. В ближайших планах у властей региона – строительство индустриального парка, масштабная газификация и многое другое. Деньги на эти цели имеются. Речь, кстати, не только об инвестициях. В августе губернатор Амурской области Василий Орлов попросил премьер-министра Михаила Мишустина реструктурировать задолженность по бюджетным кредитам. Высвободившиеся деньги планируется направить в том числе на реализацию крупных инфраструктурных проектов.

Фото: gazprom.ru, amurobl.ru, commons.wikimedia.org

Сюжет по этой теме
3 апреля 2020, 11:02

Паспорт регионов Дальнего Востока

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
YouTube 1