В Тюмени продолжается жаркое онлайн-обсуждение проекта развязки на перекрестке улиц Мельникайте – Дружбы. Под лотом на сайте госзакупок оставлено почти две сотни неравнодушных комментариев. Что вызывает у горожан, участвующих в диалоге с властью, больше всего вопросов к большому и дорогостоящему проекту, узнал «ФедералПресс».
На прошлой неделе на сайте госзакупок появилась информация о поиске подрядчика на строительство развязки на перекрестке улиц Мельникайте – Дружбы в Тюмени. Начальная цена лота – 2,72 млрд рублей. Подрядчик должен будет реализовать первый этап работ – выполнить дорожный проект в двух уровнях. Завершенный же объект предусматривает три уровня, а его общая стоимость составит более 4,5 миллиардов.
Тем самым продолжится реализация большого проекта по превращению одной из главных улиц Тюмени в магистраль непрерывного движения, что вписывается в действующий генеральный план развития города. Сейчас проект, напомним, реализован частично – без остановок можно проехать от Федюнинского до Малыгина. Это стало возможным после запуска в августе очередного объекта – развязки на Мельникайте – 30 лет Победы.
![]()
Планы по строительству предусматривают общественное обсуждение на платформе, где выбирается подрядчик для работ. И надо сказать, что тюменцы активно подключились к диалогу – на данный момент оставлено почти две сотни комментариев. Горожане высказывают мнения о предстоящем строительстве и просят пояснить спорные, на их взгляд, моменты. Мы попросили экспертов прокомментировать их.
Мнение первое: нужна ли развязка?
Некоторые тюменцы считают, что можно обойтись без большой стройки и ограничиться внесением коррективов в действующую схему дорожного движения. К примеру, расширить улицу Дружбы.
![]()
В департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта Тюмени отсылают к генплану: в нем отображены решения по развитию улично-дорожной сети с учетом перспектив автомобилизации. И реконструкция Мельникайте в качестве магистрали общегородского значения непрерывного движения предполагает строительство развязок в ключевых точках. В частности, на пересечении с улицей Дружбы.
Общественная палата Тюменской области провела экспертизу проекта. Руководитель экспертной группы Альберт Фахрутдинов делает вывод: развязка в этом месте нужна.
«У нас нашлись замечания к проекту, но мы не выступаем против ее строительства. Без развязки тут не обойтись. Мельникайте нужно пробивать дальше на север, через улицу Дружбы. Перекресток в неизменном виде существует около 40 лет. Но за это время количество транспорта выросло в 10 раз, а население увеличилось примерно вдвое. Очевидно, что тенденция продолжится, и нужно подумать на перспективу, принять меры уже сейчас», – говорит эксперт.
Урбанист Екатерина Журавлева добавляет, что подобные объекты оправданны, к примеру, на скоростных магистралях, загородных дорогах, чтобы без заминок преодолевать расстояния. Но к каждому решению о возведении подобных объектов нужно подходить очень взвешенно.
Мнение второе: надо сравнить с другими вариантами
Кроме строительства многоуровневого объекта, напоминают комментаторы, есть и другие варианты увеличения пропускной способности на этом участке. К примеру, строительство кольцевой развязки.
![]()
Судя по ответу департамента дорожной инфраструктуры и транспорта, на этапе разработки проекта развязки прорабатывались разные варианты конфигурации объекта: «По результатам рассмотрения, сравнения технико-экономических показателей принят вариант устройства развязки в трехуровневом исполнении. С учетом стесненных условий строительства данный вариант является оптимальным как в распределении существующих и перспективных транспортных потоков, так и по сохранению зеленых насаждений».
Кроме того, такой вариант обеспечит непрерывное движение (левосторонний поворот) в сторону перспективной Мельникайте (от Дружбы до Тимофея Чаркова).
Мнение третье: не нужно трогать Гагаринский парк
Вырубку части зеленых насаждений при строительстве развязки тюменцы называют большой потерей для экосистемы.
![]()
Представители администрации города сообщают, что взамен снесенных зеленых насаждений будут произведены компенсационные высадки. Это предусматривает законодательство. В частности, чтобы сократить число вырубленных в ходе строительства деревьев, было принято решение о строительстве развязки именно в несколько уровней. При этом подчеркивается: выполнение работ в границах лесопарка имени Гагарина, о сохранности которого так переживают тюменцы, не предусматривается.
Член Общественной палаты Тюменской области, эколог Альберт Фахрутдинов делится выводами общественной экспертизы по этому поводу: «Мы рекомендовали заказчику, администрации Тюмени, пересмотреть объем компенсационной высадки, отказавшись от применения понижающего коэффициента 0,1 %. Развязка нужна, но вред окружающей среде должен быть компенсирован сполна».
Эксперт добавляет, что со строительством развязки объем выбросов вредных веществ в атмосферу несколько снизится, благодаря тому, что машины не будут стоять в пробках на перекрестке, но эта выгода сильно меньше, чем потери от вырубки деревьев. Поэтому сажать нужно гораздо больше, чем планируется сейчас.
Мнение четвертое: как же пешеходы?
![]()
Критике тюменцев подверглись и планы по обустройству надземных переходов. Путь через дорогу, таким образом, станет в три раза длиннее. У маломобильных групп населения появятся дополнительные трудности в передвижении.
В департаменте сообщили, что проект развязки получил необходимые заключения госэкспертизы (провели в ноябре 2018 года): «Проектная документация соответствует всем требованиям технических регламентов, в свою очередь это подтверждает отсутствие нарушения прав и законных интересов жителей города Тюмени».
В экспертизе общественной палаты, к слову, рекомендовано исследовать возможность обустройства подземного перехода. «Невозможность его обустройства мотивируется близостью Туры, которая подпитывает подземные воды. Но научного обоснования этому в проекте нет. Мы предложили проработать возможность. Как пример – Питер: там сплошь каналы, но повсеместно и подземные переходы», – объясняет Альберт Фахрутдинов.
Соглашается с этим и архитектор Дмитрий Ковалев: если возможность есть, лучше увести пешеходов под землю. Но в любом случае решение зависит от конкретных показателей, к примеру потока машин и пешеходов. «Если строить не в центре города, а где-то в пригороде, где поток машин существенно превышает поток пешеходов, то надземные переходы вполне уместны», – считает специалист.
И если уж останавливаться на надземных переходах, добавляет Фахрутдинов, то как минимум стоит поработать над их внешним видом и использовать другие материалы, а не карбоновые конструкции.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Елена Майорова, правительство Тюменской области


