Указание президента России Владимира Путина говорит о том, что Центры управления регионами должны начать работу максимум с 1 декабря 2020 года. Однако далеко не во всех субъектах открыты ЦУРы. К слову, многие по-своему поняли задачу, как стало ясно из формата организации и кадровых решений. «ФедералПресс» на примере регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов разобрался, что получилось, какие плюсы и минусы, а также кто понесет ответственность в случае провала Центра управления регионом.
Центр управления регионом – подмосковная практика, ведь именно тут в 2018 году появилась соответствующая организация. Предполагалось, что в ЦУР будут стекаться жалобы от жителей по всем направлениям, то есть не только полученные в результате официальных обращений, но и из социальных сетей. Примерная стоимость проекта для России оценивалась в 26,5 млрд рублей.
Ликбез
Эксперты обращают внимание, что значительной части россиян просто непонятно, что такое Центр управления регионом. Это подтверждается и комментариями жителей: например, в социальных сетях губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова просили дать номер или адрес ЦУР, чтобы подать жалобу. Дело в том, что контактов Центра управления регионом для жителей не будет.
На самом деле ЦУР нужен для того, чтобы собирать жалобы, уже поступившие в ведомства регионов. Иными словами, будут работать с копиями. Если обращение будет подано в администрацию города, то его копия будет направлена в ЦУР. Ответ, согласно действующему законодательству, будет давать не Центр управления регионом, а тот орган, куда подана жалоба.
ЦУР – это место, куда будут стекаться жалобы со всех регионов, систематизироваться и анализироваться, чтобы в будущем была возможность избегать ситуаций, ставших поводом для обращений. В правительстве России говорили о том, что жалобы будут собираться и из соцсетей, правда, услышали это не во всех субъектах.
Что это на самом деле?
В Калмыкии, Астраханской и Ростовской областях, Адыгее, Севастополе, Краснодарском крае, Карачаево-Черкесии и Чечне будут собирать жалобы жителей, в том числе и в социальных сетях.
«ЦУР осуществляет координацию работ по мониторингу и обработке всех видов обращений и сообщений (жалоб) от жителей, <...> обработке сообщений, публикуемых в общедоступном виде в социальных сетях, мессенджерах, иных средствах электронной массовой коммуникации», – так говорится в документах об утверждении порядка работы Центров управления регионами.
Но такие формулировки есть не во всех регионах: например, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Волгоградская область и Крым сформулировали источники сбора информации немного иначе.
«Анализа всех видов обращений и сообщений (жалоб), поступивших в адрес исполнительных органов государственной власти Республики Крым и учреждений (предприятий, организаций), отнесенных к их ведению; а также органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и учреждений (предприятий, организаций), отнесенных к их ведению (далее – поступившие обращения и сообщения (жалобы))», – говорится в постановлении о ЦУР в Крыму.
Таким образом, в регламенте не удалось найти указание, что жалобы будут собираться и в социальных сетях. К слову, если говорить о Крыме, то важно отметить: в постановлении говорится, что для работы будут использоваться мощности и ресурсы Многофункционального центра. Если говорить о Карачаево-Черкесии, то тут закуплено оборудование, проведен ремонт в помещении – ЦУР создан как новое подразделение.
Таким образом, регионы на этапе создания и определения функционала уже разошлись во мнениях. Если сравнить регламенты и постановления по ЦУРам, то различий значительно больше – местами они значительны.
Из кого состоит? Безответственные губернаторы
«ФедералПресс» при описании ЦУРов обратил внимание, что жалобы будут фактически оцениваться, как и работа с ними, теми же чиновниками, которые должны работать по обращениям. Вообще, структура Центров управления регионами практически не меняется от региона к региону. Рассмотрим на примере кураторов и ответственных исполнителей.
Например, в Калмыкии куратором назначен заместитель председателя правительства республики, постоянный представитель при президенте, а ответственным исполнителем – министр цифрового развития региона. В Крымуминистерство внутренней политики, информации и связи стало исполнительным органом для создания, развития и эксплуатации ЦУРа, который будет фактически работать в МФЦ.
В Ростовской области куратором определен первый замгубернатора, а ответственным исполнителем – министр информационных технологий и связи. В Астраханской области –руководитель администрации губернатора и начальник управления пресс-службы и информации соответственно.
Курировать ЦУР в Адыгее будет руководитель администрации главы республики и Кабинета министров, а исполнителем определен замруководителя администрации и Кабмина, начальник управления делами. В Карачаево-Черкесии куратором тоже стал руководитель администрации главы и правительства республики, а ответственным исполнителем – министр промышленности и торговли КЧР.
В Северной Осетии ЦУР курирует зампред правительства республики, ответственным исполнителем выбрали руководителя управления по информационным технологиям и связи. Схожая схема главных ролей и в Чечне: куратор – зампред правительства республики, ответственный исполнитель – заместитель министра транспорта и связи.
Обратим внимание, что профильные направления закреплены за министерствами и департаментами, которые и должны заниматься жалобами. Нет в списке причастных к Центру управления регионами, например, общественников или депутатов – нет контроля со стороны самих жителей.
Кто несет ответственность?
Конечно же, если оценивать реализацию Центра управления регионами в самих субъектах, то можно сделать логичный вывод – они полностью дублируют сами правительства, в том числе и в части отсутствия возможности общественного контроля за работой чиновников или в части вынесения предложений. Напомним, жалобы систематизируются, передаются отчеты теми, кто и должен изначально отвечать за проблемы, в том числе и по факту недопущения повторений.
Если говорить о сроках реакции на обращения, то они прописаны в 59-ФЗ, срок ответа – 30 дней. ЦУР должен контролировать сроки ответа, что уже входит в обязанности прокуратуры. За срыв сроков ответа будет отвечать также представитель профильного департамента, не Центр управления регионом.
«Никакой ответственности ЦУР перед жителями не несет, впрочем, как и не принесет он ничего нового в систему управления. Получается, ответственность так и остается на чиновниках. И именно они будут систематизировать поступившие к ним обращения. Очень похоже, что просто создается единый центр статистики по регионам России. Впрочем, она и так ведется. Можно сказать, что эта система больше для чиновников, чем для людей. Расширение штата на земле – рабочих, условно, коммунальных служб, чтобы оперативнее все решать – не предусматривается», – прокомментировал юрист Александр Гридин.
А вот в части показателей работы самого ЦУР есть неопределенность.
«Обязательные показатели работы ЦУР устанавливаются в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и функционированию в субъектах центров управления регионами Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации», – говорится в постановлениях о создании ЦУР.
К слову, четкие критерии в указанном документе также отсутствуют – информирование, обучение и обратная связь. Эксперты обращают внимание на еще одну важную особенность – создание ЦУРов не приводит к созданию дополнительных исполнителей – рабочих, которые, например, исправляют недочеты благоустройства или отопления, подачи воды.
Говорить о том, что кто-то понесет ответственность за проблемы в работе ЦУРов, не приходится. Например, Дагестан до 23 ноября должен был представить документы по созданию центра, до 30 числа утвердить. Но смена правительства в республике принесла свои результаты.
В Ставропольском крае, как следует из данных профильного федерального министерства, ЦУР планируется открыть в 2021 году. Однако глава региона Владимир Владимиров заявил, что центр уже работает. Впрочем, найти постановление о структуре и регламенте работы не удалось.
Эксперт Андрей Решетов обращает внимание, что ЦУРы нужны для систематизации.
«Сейчас же, когда все жалобы будут заноситься в единую базу, будет понимание, что та или иная проблема осталась. С другой стороны, я согласен, что необходимо дорабатывать механизмы реагирования на жалобы. Опыт ЦУРов в других регионах показал, что Центр становится неэффективным, когда власти на местах вместо реальной работы предлагают отписку и она принимается», – прокомментировал Андрей Решетов.
По его мнению, информационная кампания вокруг ЦУРов была контролируемой, дозированно давалась та информация, которая создала бы правильный образ. Однако при этом велась работа по минимизации разговоров о «Большом брате», тотальной слежке и прочем, что так активно любит использовать в своих аргументах либерально настроенная общественность.
Дополнительным риском были разговоры об оптимизации чиновничьего аппарата: создается новая структура с отдельным штатом и новыми тратами, что могло бы стать сильным репутационным ударом.
Разнобой в регионах, по мнению Андрея Решетова, связан с тем, что до декабря– начала нового года Центры входят в рабочий режим. При этом нет универсального подхода к созданию ЦУРов. Например, в Ставропольском крае есть отставание по созданию Центра, в Краснодарском крае сформирован классический Центр, а в Мурманской области – ЦУР с ситуационным центром губернатора области, с Яндекс.Лицеем, центром информационных технологий.
«Получается, в регионах можно делать ЦУР таким, каким он видится руководству субъекта. Хотя уже и подписаны премьер-министром Михаилом Мишустиным правила, регламентирующие деятельность в регионах. Встанут ли Центры на общие рельсы – посмотрим. По-хорошему, ЦУРы могли бы в конце федеральному центру давать показательные данные о работе властей региона», – подытожил Андрей Решетов.
Фото: пресс-служба правительства Севастополя, администрации Ставропольского края