Газификация Дальнего Востока – пожалуй, одно из наиболее часто повторяемых обещаний властей. Каждый год федеральные чиновники рассказывают, что весь Дальний Восток, как и многие западные российские регионы, перейдет на газовое отопление. Для этого строят газопроводы и крупные заводы, привлекают инвестиции. На деле уровень газификации ДФО до сих пор остается на уровне 10–20 процентов. Реально ли вообще решить эту проблему, разбирался корреспондент «ФедералПресс».
Ужасающие цифры
С одной стороны, проблемы с газом на Дальнем Востоке можно объяснить удаленностью. Отсутствие инфраструктуры, сложный климат – серьезные помехи. Но даже на Сахалине, где голубое топливо активно добывают, уровень газификации составляет всего 38 процентов. Местные власти пока не смогли решить проблему. На недочет в январе этого года обратил внимание даже Владимир Путин. В своем послании Федеральному собранию он потребовал изменить ситуацию.
«Ужасающие цифры: на 1 января 2020 года Дальний Восток газифицирован всего на 12 процентов. Это позорные цифры для власти. Не так давно в правительстве рапортовали о начавшихся поставках газа из России в Китай. А что от этого имеют дальневосточники? Как не было газа в Приморье, в Приамурье, в Еврейской автономной области – так и нет. Сахалинская область газифицирована всего на 13 процентов, ждут газ и в Якутии. Думаю, что решение этой проблемы помогло бы создать конкурентную экономику на Дальнем Востоке», – отметил президент.
И действительно, в последние пару лет о газификации Дальнего Востока как будто бы забыли. Эта тема для властей была не самой актуальной. Снова заняться этим вопросом решили совсем недавно. 14 октября на сайте федерального правительства появился указ о разработке плана-графика газификации Дальнего Востока. Выполнить поручение предстоит региональным властям, вице-премьеру Юрию Борисову, Министерству энергетики, «Газпрому», «Роснефти» и «Новатэку». Как заявил премьер-министр Михаил Мишустин, газифицировать ДФО планируют к 2030 году.
«Стабильное энергообеспечение крайне необходимо для ускоренного развития северных территорий, для нормальной жизни людей, для запуска новых перспективных проектов. В том числе в рамках территорий опережающего развития», – заявил глава правительства.
Впрочем, нельзя сказать, что не делается вообще ничего. На том же Сахалине только в 2019 году ввели в эксплуатацию около 14 объектов газораспределения. Еще для 23-х разрабатывали проектную документацию. В сельской местности планировалось перевести на газ около 33 тысяч домовладений и 37 котельных. Но в итоге эти планы забуксовали из-за ошибок правительства. К концу 2019 года загруженность сахалинских межпоселковых газопроводов лишь немного превысила 25 процентов. Для поставщика оказалось очень невыгодно.
В Хабаровском крае уровень газификации составляет около 20 процентов. С 2021 по 2025 год в проводку газопроводов и обеспечение края голубым топливом планируют вложить около 5,49 миллиарда рублей. В Приморском крае показатель еще меньше – 10,4 процента. Потенциально его можно увеличить втрое. В приморском правительстве рассказали, что с 2020 по 2022 год в газификацию вложат около 1,9 миллиарда рублей. На эти деньги построят 10 объектов газоснабжения и газификации. Часть средств уйдет на составление проектной документации и ремонт уже существующих в регионе газовых котельных.
Лучше всего с голубым топливом дело обстоит на Камчатке: там уровень газификации составляет 58,9 процента. Неплохо дела обстоят в Якутии, где централизованным газоснабжением обеспечено 34,3 % населения. Глава республики Айсен Николаев заключил с руководителем ПАО «Газпром» соглашение, по которому в строительство новых газопроводов и котельных инвестируют около 9 миллиардов рублей к 2025 году. Это почти в 50 раз больше, чем с 2016 по 2020 год.
Аутсайдеры по газу
В Забайкальском крае показатель один из самых низких – всего 7 процентов. Варианты газификации этого региона рассматривают на федеральном уровне. Еще в апреле 2020 года чиновники обсуждали вариант строительства отвода от магистрального газопровода «Сила Сибири – 1» протяженностью более 1,6 тысячи километров. Второй вариант – строительство отвода от газопровода Иркутск – Улан-Удэ – Чита, запитанного от Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Протяженность этого маршрута – 2,2 тысячи километров. Таким образом планировалось сразу также обеспечить топливом и Бурятию.
Шансы на то, что эти задумки воплотятся в жизнь, невелики. Как отмечал Александр Новак в бытность министром энергетики, забайкальские газопроводы – очень дорогие проекты.
«Объем потребления там не очень большой. Поэтому здесь важно понять экономику проекта, механизмы субсидирования, содержания газопровода. Один из вариантов – это автономная газификация Забайкалья с использованием сжиженного природного и углеводородного газа», – заявлял осенью Александр Новак.
В Амурской области вообще нет снабжения газом. Только в сентябре 2020 года ПАО «Газпром» и правительство Приамурья подписали первую программу развития газоснабжения и газификации региона, рассчитанную на 2021–2025 годы. Подписи под документом поставили глава компании Алексей Миллер и губернатор Василий Орлов. До 2025 года они планируют газифицировать регион до 11,6 процента с нуля.
В Магаданской области про газификацию в основном только говорят. Колыму, например, даже включали в программу газификации Дальнего Востока. Результатов это не принесло. В 2015 году регион собирались снабжать сжиженным газом, но при реализации этого проекта возникло множество проблем. Сейчас власти разрабатывают стратегию добычи газа непосредственно на Колыме, но будущее проекта весьма туманно.
В ЕАО также много лет нет никакого прогресса. Уровень обеспеченности жителей сжиженным газом там довольно высокий – но вот о централизованном потреблении речи не идет. Сейчас в год регион потребляет около двух тысяч тонн этого вида топлива, но в будущем планирует увеличить этот показатель. Глава ЕАО Ростислав Гольдштейн говорил, что на газ в регионе переведут крупнейшие предприятия области – Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат и Теплоозерский цементный завод. Когда эта задумка реализуется, сказать сложно.
Неокупаемые проекты
Как отмечает доктор экономических наук Ольга Маликова, причина столь плачевного положения дел очевидна: газифицировать Дальний Восток просто невыгодно.
«Прежде всего продажа газа на внешние рынки долгое время была гораздо выгоднее, чем реализация его внутри страны. Сейчас доходность внешнего рынка упала, потому что цены на газ серьезно снизились. Газовики начали активнее работать на внутреннем рынке, но ДФО этот процесс не затронул. Там наблюдается отток населения. Понятно, что «Газпрому» выгоднее проводить газ там, где живет много людей. А в ДФО еще и плотность населения невысокая», – отметила она.
Куда охотнее «Газпром» работает в густонаселенных районах – например, Тюменской и Московской областях. Там куда меньше сроки окупаемости: на Дальнем Востоке они могут составлять десятилетия.
Однако есть и другие аспекты – не только экономические. К примеру, на Дальнем Востоке нет привычки к использованию газа за редким исключением (тот же Артем в 90-е активно пользовался голубым топливом). Директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин отмечает, что даже если предприятия и социальные учреждения удастся перевести на газ, жилые дома перейдут на него очень нескоро.
«На западе России газом пользуются уже не одно десятилетие. И все равно там периодически происходят разные несчастные случаи, связанные с использованием газа. На Дальнем Востоке местным жителям придется привыкать очень долго», – подчеркнул специалист.
Это еще больше увеличивает сроки окупаемости газопроводов. Латкин добавил, что сейчас «Газпром» просто не готов к столь затратным проектам. Экономическая ситуация на предприятии оставляет желать лучшего: экспорт газа за рубеж серьезно снизился.
«Я помню, что газопровод «Северный поток» просто лежит на дне Балтийского моря. Провод «Сила Сибири» строят за счет кредит от Китая. Сложная история, все молчат о ней. В нашей экономике, к сожалению, нет прозрачности», – отметил Латкин.
Однако власти, несмотря на все, пока еще собираются потихоньку налаживать газификацию Дальнего Востока. На реализацию этой затеи требуется не менее двух миллиардов рублей. Это большие деньги, а учитывая, что на Дальнем Востоке и так собираются реализовать множество дорогих проектов (например, мост через реку Лену), газификации придется ждать еще долго.
Фото: minvr.ru, ФедералПресс / Елена Майорова