Top.Mail.Ru
Экономика
Хабаровский край
0

Почему Хабаровский край так и не стал промышленным гигантом. Территория кризисов

Хабаровский край – один из главных промышленных центров Дальнего Востока
Хабаровский край – один из главных промышленных центров Дальнего Востока

Хабаровский край – один из главных промышленных центров Дальнего Востока. Металлургия, самолетостроение, судоремонт – разнообразие производств в регионе просто зашкаливает. В то же время большая часть местных заводов являются проблемными. Причины такого положения дел самые разные, но итог одинаковый. Подробнее – в материале «ФедералПресс» в рамках спецпроекта «Паспорт регионов Дальнего Востока».

Губернаторский завод

Пожалуй, наиболее распиаренным предприятием Хабаровского края является металлургический завод «Амурсталь». Причина понятна: оно неразрывно связано с экс-губернатором Сергеем Фургалом и политическим скандалом вокруг него. Из-за медийной активности у многих складывается впечатление, что металлургический завод является чуть ли не основой экономики региона. Это совсем не так: по большому счету, история «Амурстали» насчитывает около четырех лет. Большую часть нулевых и десятых предприятие находилось на грани гибели. После развала Союза завод ждала черная полоса. Он стал банкротом, имел многомиллиардные долги, на месяцы останавливал производство. Вместо миллиона тонн продукции в год «Амурсталь» к 2016 году выдавала меньше сотни тысяч.

В 2017 году завод приобрела металлургическая компания «ТОРЭКС», основанная Сергеем Фургалом. За несколько лет завод удалось разогнать до прежних мощностей. На руку предприятию играло то, что оно было единственным на Дальнем Востоке, – в других регионах ДФО металлургических предприятий нет. Так что «Амурсталь» действительно стала одним из самых значимых предприятий Хабаровского края.

Сейчас завод вновь оказался на грани банкротства. Его делят между собой супруга Сергея Фургала и новый мажоритарный владелец Станислав Бальский. Проблемы с кредитами, арест экс-губернатора и масса иных проблем поставили «Амурсталь» на грань краха. Выйдет ли она из этого кризиса, сказать трудно.

«Суперджеты» и распиаренные истребители

Куда более значимый вклад в экономику края вносит авиационная промышленность. В Комсомольске-на-Амуре собирают как военные, так и гражданские самолеты. Однако здесь тоже не все так гладко. «Гвоздем программы» является SSJ-100 – тот самый проблемный «Суперджет». С 2008 года предприятие выпустило уже 200 самолетов, включая опытные образцы. Неплохая, на первый взгляд, цифра, если не вдаваться в детали.

Масштабы производства «Суперджетов» довольно скромные – во всяком случае, по сравнению с первоначальными замыслами. В 2007–2013 годах планировалось выпустить почти 240 машин. К этой цифре завод не приблизился до сих пор. Из 199 серийных самолетов заказчики получили 164, сейчас из них летает всего 127. Основная причина такого положения дел – масса проблем с конструкцией «Сухого», из-за которой от машины стали отказываться многие авиакомпании. Как зарубежные, так и отечественные. Например, компания «Ямал» в прошлом году рассказала, что половина закупленных ею SSJ-100 попросту сломалась. Ими в итоге перестали пользоваться.

Так что сейчас будущее проекта под вопросом, а это неизбежно повлияет на экономику всего Хабаровского края. Впрочем, назвать перспективы совсем уж мрачными нельзя. Одним из лоббистов «Суперджета» является Игорь Шувалов, возглавляющий госкорпорацию «ВЭБ.РФ». Не исключено, что именно ему передадут полномочия упраздненных институтов развития ДФО. В этом случае производство SSJ-100 наверняка будут поддерживать.

Ничуть не лучше обстоит дело с военным производством – речь идет про Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ). С одной стороны, сейчас он находится на острие армейских технологий: там собирается новейший истребитель Су-57. Однако на деле с реализацией проекта есть сложности. Первый серийный образец нового самолета потерпел крушение в декабре прошлого года. Как скоро предприятие действительно начнет презентовать готовые истребители, не очень понятно. Не исключено, что машину постигнет судьба разрекламированного танка «Армата», производство которого до сих пор толком не началось.

Никакого производства

Значимой отраслью для Хабаровского края является судостроительство. В регионе работает сразу несколько крупных предприятий. Прежде всего это Амурский судостроительный завод (АСЗ) и Хабаровский судостроительный завод (ХСЗ). Все они до последнего времени пребывали в глубоком кризисе.

Взять, например, АСЗ – некогда крупный производитель атомных подводных лодок. С 2008 года предприятие несло многомиллионные убытки, стояло на грани банкротства. Нормального производства не было много лет: с 2006 по 2016 год завод построил всего четыре корабля. Нормальные заказы начали поступать на него совсем недавно: за последние 2 года АСЗ выпустил четыре корабля, последний из которых спустили на воду летом.

Хабаровский завод также переживает непростые времена: в последние годы предприятие в основном судилось с разными коммунальными компаниями. Предприятие, ранее являвшееся флагманом производства, стало выпускать лишь мелкие пассажирские суда и военные десантные катера. Ситуация немного улучшилась в прошлом году: сейчас ХСЗ занимается строительством краболовов. Необходимость в таких судах возникла после введения крабовых аукционов.

В погоне за прибылью

Еще одно крупное хабаровское предприятие – завод «Дальхимфарм», производящий лекарства. Казалось бы, такое нужное производство должно стать одной из опор местной экономики. Тем более сейчас, когда в стране бушует эпидемия. Однако этого так и не произошло. Причина – цены на продукцию предприятия. Уже несколько лет подряд хабаровские аптеки закупают большую часть лекарств где угодно, только не в «Дальхимфарме». Это просто дешевле: банальный аспирин выгоднее купить в Перми и привезти в Хабаровск, чем закупать его в регионе.

Именно во время коронакризиса эта проблема стала наиболее ощутимой. Например, с началом второй волны пандемии предприятие вдвое увеличило цены на антибиотик «Левофлоксацин». Лекарство сейчас стоит под 800 рублей – еще месяц назад его отпускали за 400. В самой компании объясняют подорожание «ажиотажным спросом». Однако такой ход стал, как говорит один известный любитель ракет, выстрелом в ногу. Продукцию «Дальхимфарма» попросту стали меньше покупать. Так что отечественную фармакологию в Хабаровском крае развивать пока тоже не очень получается.

Туманное будущее

В Хабаровском крае складывается почти парадоксальная ситуация. Регион обладает огромными производственными мощностями и легко мог бы стать «дальневосточным Челябинском». Однако за последние десятилетия этого так и не произошло. Более того, флагманы местной промышленности только-только начинают выбираться из кризиса. Ни времена нефтедолларов, ни реформы, ни смена властей никак не помогли решить имеющиеся проблемы.

Как отмечают эксперты, во многом здесь играет роль отсутствие нормального баланса между политикой и экономикой. Во времена Виктора Ишаева край был политически стабильным, но промышленность переживала мощнейший кризис. При Вячеславе Шпорте единственным успешным промышленным предприятием стала «Амурсталь», при этом экономика региона рухнула в пропасть из-за набранных кредитов. После двух лет правления Фургала, превратившихся в затяжную политическую войну, на грань гибели встала и «Амурсталь». Чтобы прекратить этот порочный круг, будущему губернатору края предстоит навести порядок и в политике, и в экономике. Без этого регион попросту растеряет все остатки своего потенциала.

Фото: amurstal.com, srhk.ru, khabkrai.ru, knaaz.org

Сюжет по этой теме
11 июня 2021, 06:00

Паспорт регионов Дальнего Востока

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.