Top.Mail.Ru
Политика
Камчатский край
0

Регионы ДФО соперничают из-за Северного морского пути: Камчатка против Сахалина

Развитие Северного морского пути уже на старте имеет ряд проблем
Развитие Северного морского пути уже на старте имеет ряд проблем

На Дальнем Востоке в последнее время все сильнее обостряется экономическая борьба между регионами. Субъекты ДФО конкурируют за крупные экономические проекты – большие мосты, базу дальневосточной авиакомпании… Теперь этот список пополнился еще одним пунктом. Речь идет о создании логистического центра Северного морского пути. За него соперничают Камчатка и Сахалин. И в запале чиновники едва не переходят на личности. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Политические игрища

Развитие Северного морского пути – одно из важнейших направлений экономической модернизации Дальнего Востока. В перспективе путь станет мощнейшей транспортной артерией, которая свяжет Азию, Россию и Европу по морю. Однако в последние десятилетия проект почти не развивался. Прежде всего из-за отсутствия инфраструктуры вдоль Севморпути. Строительство новых портов и баз снабжения – дело затратное и долгоокупаемое. Оттого желающих заняться этими проектами не нашлось. В итоге по Севморпути ходили единичные суда, а о международном статусе нечего было и думать.

Ситуацию решили изменить только в этом году. О развитии Северного морского пути на высшем уровне заговорили после назначения врио губернатора Камчатки Владимира Солодова. Он обсуждал перспективы этого направления с Владимиром Путиным. Проект получил одобрение от главы государства, и дальневосточные чиновники активно включились в процесс.

Впрочем, проблема отсутствия денег никуда не делась. Поэтому работу приходится вести поэтапно – от региона к региону. Сейчас чиновники начали обсуждать, где должна располагаться очередная точка Севморпути: в сахалинском Корсакове или в Петропавловске-Камчатском. Это современные порты, которые готовы принимать суда со всего мира.

«Понятно, что надо развивать и Камчатку, и Сахалин. Но один из портов будет развиваться быстрее. Это зависит от эффективности модернизации портов», – заявил на этой неделе полпред в ДФО Юрий Трутнев. Он как раз посетил Корсаков с рабочим визитом, чтобы ознакомиться с состоянием дел в порту.

Очевидно, что Трутнев по сути создал искусственное соревнование губернаторов Сахалина и Камчатки. Дескать, кто из вас лучше проявит себя в обустройстве порта, тот и победит. Подход, мягко говоря, странноватый: речь все-таки идет о проекте федерального значения. Однако и Валерий Лимаренко, и Владимир Солодов активно включились в эту игру – вместе со своими подчиненными.

Так, Корпорация развития Камчатского края на днях выступила с неприкрытой критикой сахалинского правительства. Ссылаясь на доктора экономических наук Владимира Заусаева, чиновники назвали поползновения Сахалинской области «местечковыми и эгоистичными».

«Кратчайшие морские пути, связывающие Азию с Америкой, проходят вблизи берегов Камчатки, а не Сахалина, отделенного от Тихого океана цепью Курильских островов. Торговые пути, проходящие близ Камчатки, позволят в перспективе привлекать на контейнерные терминалы грузы из Северной Америки», – аргументируют свою позицию в корпорации.

Так что борьба за проект действительно началась нешуточная. При этом у Камчатки откровенно больше шансов на успех. Как рассказал «ФедералПресс» политолог Петр Ханас, Петропавловск-Камчатский с самого начала рассматривался как будущий транспортный хаб.

«Порт там активно развивают, после Владивостока город должен стать второй крупной точкой Севморпути. Предложение, связанное с городом Корсаков, – персональная инициатива главы Сахалина Валерия Лимаренко. При этом у него серьезный лоббистский потенциал, поэтому сбрасывать со счетов его нельзя», – отметил Ханас.

Борьба правого колеса с левым

Все говорит о том, что «бодание» за Севморпуть продолжится в ближайшие несколько месяцев. Однако эксперты отмечают, что все это не более чем политические игрища. И Камчатский край, и Сахалинская область являются составными частями глобального проекта. Какой регион будут развивать активнее остальных, не так уж и важно.

«На самом деле это соперничество выглядит смехотворно. Все вложения, связанные с развитием Севморпути, будут иметь смысл лишь в том случае, если сам проект заработает. Если у чиновников не получится превратить его в полноценную транспортную артерию, во всем этом не будет смысла. А если все получится, совершенно не важно, где будет находиться какой-то крупный хаб – на Камчатке или на Сахалине», – отмечает экономист Максим Кривелевич.

Он рассказал, что развитие Северного морского пути уже на старте имеет ряд проблем. Неустойчивая экономика и напряженность в отношениях с другими странами являются серьезными вызовами. Севморпуть в конце концов хотят сделать международной «морской трассой». Для этого надо чтобы зарубежные компании хотели работать с Россией.

«Образно говоря, то, в каком порядке стоят продавцы, не влияет на работу магазина. Его экономика зависит от других вещей. В случае с Севморпутем регионы – это те самые продавцы. Я не очень понимаю, зачем власти навязывают такую непонятную конкуренцию. Это что-то сродни борьбе правого колеса с левым за управление машиной», – полагает Максим Кривелевич.

С ним согласна ведущий научный сотрудник Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН и Института демографических исследований ФНИСЦ РАН Светлана Мищук.

«И Камчатский край, и Сахалинская область одинаково важны для развития морского пути. Со стороны Юрия Трутнева это странная постановка вопроса: мол, давайте проявите себя, а мы решим, кому дать денег. Севморпуть имеет значение для всей страны, это не местечковый проект», – полагает она.

Справедливости ради стоит отметить: Петропавловск-Камчатский выглядит действительно более подходящим претендентом на победу. Корсаков хоть и является крупным сахалинским портом, нуждается в глубокой модернизации. На Камчатке с техническим оснащением и инфраструктурой дело обстоит куда лучше.

Фото: kamgov.ru

Сюжет по этой теме
15 декабря 2020, 13:22

Итоги-2020: срывая маски

Сюжет по теме:
Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.