Top.Mail.Ru
Политика
Ростовская область
0

Василий Голубев об итогах года: «Важно меняться вместе с миром, а лучше с опережением»

Василий Голубев
Василий Голубев подвел итоги года

Заканчивается полный событий и непростой 2020 год. Ситуация на нефтяном и валютных рынках, распространение новой коронавирусной инфекции и ограничения, которые ей были вызваны. Несмотря на это, Ростовская область выполнила социальные обязательства и продолжила экономическое развитие. При этом пандемия помогла переосмыслить и оптимизировать процессы. «ФедералПресс» узнал у главы Дона Василия Голубева, что изменилось в жизни региона.

Василий Юрьевич, как вы оцениваете уходящий год – насколько он был сложен?

– Пандемия 2020 года – беспрецедентный вызов для всей экономики, но это точно не повод, чтобы расслабиться и просто ждать ее окончания. Работа управленца – это постоянный выбор в условиях ограниченных ресурсов. Уходящий год стал для всех нас чередой самых непростых решений.

Президент страны поставил амбициозную задачу – запуск нового инвестиционного цикла, в котором реальный рост инвестиций к 2030 году должен составить 70 %. Решать эту задачу предстоит нам с вами.

Как сказались ограничения на экономике Ростовской области и на региональном бизнесе?

– Взвешенная политика по введению ограничений, сохранение всех форм господдержки бизнеса и новые налоговые преференции оправдали себя в текущем году. По итогам года объем валового регионального продукта сохранится на уровне свыше 1,5 трлн рублей. Мы сохраним на уровне прошлого года объём промпроизводства, объем строительных работ в жилищной и индустриальной сфере, частные инвестиции, экспорт продовольствия и продукции сельхозпроизводства.

Думаю, каждый осознал – мир после пандемии уже не будет прежним. А значит, государственным институтам и бизнесу предстоит не только оценить результаты и скорректировать цели, но и обновить инструменты их достижения.

Как в сегодняшних реалиях обеспечить устойчивый рост экономики и приток инвестиций?

– Считаю, что важно несколько направлений. Например, высокотехнологичные конкурентоспособные донские компании и создание условий для их дальнейшего роста; новые индустрии и их локализация в Ростовской области.

Сегодня в донском инвестпортфеле свыше 600 проектов, которые обеспечат инвестиции на 520 миллиардов, поможет создать 35 тысяч новых рабочих мест.

Можете перечислить достигнутые цели?

– В текущем году введены в эксплуатацию новые очереди производств кормов для домашних животных «Марс» и крупногабаритной полимерной тары «Ай-Пласт», индустриально-логистический комплекс ПНК Групп, диализные центры «Фрезениус».

Будет созданы производств льняного масла «Асва», детской развивающей продукции компании «Аль Пако», логистический комплекс «ЮниКосметик», лаборатории «ПромМаш Тест».
Сегодня в регионе реализуется четыре специнвестконтракта с объемом инвестиций 6,4 млрд рублей, трое из них – в области ветроэнергетики. В целом в этой сфере региона реализуется восемь проектов на сумму порядка 70 млрд рублей.

Совместно с «Газпромом» работаем над развитием рынка газомоторного топлива. Создано в области 22 газозаправочных объекта, из них 12 – в текущем году.

Новошахтинский завод нефтепродуктов реализует масштабный проект по глубокой переработке нефти на сумму 177 млрд рублей.

А если говорить о сельском хозяйстве?

– В партнерстве с Россельхозбанком и ВЭБ.рф мы перезапустили с компанией «Дамате» промышленное производство индейки и утки. На повестке – задача возобновления деятельности птицеводческих предприятий, достройка и запуск тепличных комплексов.

Ростовская область – традиционный лидер по экспорту продукции агропромышленного комплекса. Его объем превышает пять милларов долларов США. Для понимания масштаба: это пятая часть всего российского продовольственного экспорта. По итогам текущего года он заметно возрастет.

Кроме этого, мы занимаем третье место в стране по объемам несырьевого неэнергетического экспорта. Уверен, наши экспортные показатели будут расти и дальше, в том числе за счет беспрецедентного роста интернет-торговли.

Какие ресурсы помогают развитию Ростовской области?

– Выгодное транспортно-логистическое положение – это значимый стратегический ресурс развития области.

В последние годы мы не только эффективно использовали этот ресурс, но существенно его нарастили.

Результат – создание логистического комплекса «Яндекс. Маркет» и открытие фабрики компании Ozon.

По данным экспертов доля продаж через интернет в общем объеме розничной торговли в России в первом полугодии 2020 года приблизилась к десяти процентам. Для сравнения: по итогам 2019 года составляла лишь два процента. Это официальные данные Росстата.

Очевидно, что это перспективная ниша для роста инвестиций, в том числе в сфере локализации вблизи логистических складов производств наиболее «ходовых» товаров.

Как пандемия сказалась на поступления в бюджет?

– Несмотря на снижение налоговых поступлений, мы сохранили в текущем году все региональные меры поддержки бизнеса. Их общий объем превысил десять миллиардов рублей.

С их помощью действующие донские предприятия модернизируют производства, обновляют основные фонды и, тем самым, вносят основной вклад в региональный портфель инвестиций – более 80 %. Остальная часть – порядка 20 % – приходятся на новые инвестпроекты.

Еще один эффективный стимул к обновлению основных средств – региональная льгота по налогу на прибыль.

До какого времени будут действовать льготные ставки? Планируются ли изменения?

– Льготные ставки действуют до 2023 года. А значит, нужны новые инструменты, одним из которых может стать инвестиционный налоговый вычет.

Категории получателей такого вычета целесообразно расширить. Данным правом важно наделить предприятия ключевых отраслей донской экономики.

Важно также ввести дополнительные стимулы для запуска новых сложных проектов с длительным сроком окупаемости.

Новация уходящего года – созданный на федеральном уровне механизм защиты и поощрения капиталовложений в рамках крупных инвестпроектов. Для таких инвесторов гарантируется неизменность условий по налогам, правилам землепользования и нормативам градостроительной деятельности, а также субсидии на строительство инфраструктуры.

Цель – создать аналогичный механизм защиты и поощрения значимых проектов на региональном уровне.

Сегодня вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в общий объем инвестиций – порядка 40%.

Для сохранения занятости и деловой активности субъектов МСП реализован целый комплекс мер поддержки, включая новые, разработанные совместно с омбудсменом, деловыми объединениями и общественными представителями АСИ.

Можете перечислить меры поддержки?

– Кратно снижены ставки по всем специальным налоговым режимам. По «упрощенке» – в шесть раз, до минимальных значений; по «вмененке» и патентам – в два раза. От уплаты земельного налога и арендной платы за землю освобождены на время ограничений – торгово-развлекательные комплексы, а на весь год – гостиницы.

Мы ввели однопроцентные кредиты с отсрочкой платежа. Внедрили льготный лизинг. Максимально снизили размер платы за поручительства областного гарантийного фонда.

Новые льготы субъектам МСП обошлись бюджету в пять миллиардов рублей. Это в нынешних условиях непросто. Но я убежден в правильности принятых решений.

Мы смогли не только сохранить численность занятых в этой сфере, но и заложили базу для восстановительного роста данного сектора экономики.

Успешным стал 2020 год в отношении внедрения налога на профессиональный доход. Сегодня в Ростовской области уже более 36 тысяч самозанятых граждан, что выше целевого значения нацпроекта. Главное здесь – тысячи малых предпринимателей вышли из теневого сектора и начали трудиться легально.

Можете перечислить уже реализующиеся крупные контракты?

– Без учета пространственного фактора вряд ли можно говорить об успехе региона, в том числе в сфере инвестиций.

Одно из направлений – развитие пространств для размещения производств, прежде всего в формате индустриальных парков.

Хороший пример – включенный в федеральный реестр частный Новочеркасский индустриальный парк. Благодаря полученному статусу резиденты парка могут претендовать на налоговые льготы, а управляющая компания – на софинансирование своих расходов.

Другое важное инфраструктурное направление – развитие портов.

Уже реализуются проекты на сумму свыше десять миллиардов рублей, которые позволят нарастить мощности донских грузовых терминалов. Не так давно подписано соглашение с дочерним предприятием американской компании «Каргилл» о реконструкции ростовского портового зернового терминала. Стоимость проекта 1,5 млрд рублей.

Сегодня область реализует ряд масштабных дорожно-транспортных проектов. Один из них – строительство Ростовского транспортного кольца – призван соединить 12 автодорог федерального, регионального и местного значения, в том числе абсолютно новые. Объем инвестиций по всем этапам проекта – не менее 156 млрд рублей.

Кольцевая дорога вокруг областной столицы придаст новый импульс развитию всей ростовской агломерации.

Само же развитие агломераций имеет самое принципиальное значение для дальнейшего роста и жилищного, и индустриального строительства, и множества смежных отраслей.
Наша цель – обеспечить развитие ростовской агломерации по уже сложившимся «пространственным лучам» – новочеркасскому, таганрогскому и азовскому, осуществляя сближение городов и районов, входящих в агломерацию.

Рост ростовской агломерации влечет необходимость развития как внутригородского, так и междугороднего транспорта. Это значит, что модернизация и реализация программ комплексного развития транспортных систем очень актуальна.

Эффективная пространственная политика создает неограниченные возможности для роста индустрии гостеприимства. Это еще один источник новых возможностей для экономики Дона.

Пандемия сказалась на туристическом потенциале?

– В уходящем году россияне, ранее предпочитавшие отдых за рубежом, открыли для себя туристические продукты внутреннего рынка. В том числе самобытную Ростовскую область, которая входит в «золотую двадцатку», занимая в Национальном туристическом рейтинге 15 место.

На узнаваемость региона работает созданный в 2017 году туристский бренд «Вольный Дон», удостоенный гран-при в номинации «Брендинг территории» на международном конкурсе «PROбренд-2020».

В этом году впервые в постсоветской истории возобновлены круизные морские перевозки. По Дону и Азовскому морю прошел лайнер класса «река-море» – четырехпалубный теплоход «Мустай Карим».

Также в 2020 году при поддержке Совета Федерации мы приступили к разработке дорожной карты по комплексному развитию города Таганрога как туристического центра.
Безусловный приоритет в этой работе – сохранение уникальной культурно-исторической среды основанного Петром I города.

Образ региона меняется?

– Сегодня территории недостаточно просто иметь выгодные для инвестора условия. Не меньше значение имеет публичный образ.

Необходимо по-новому и активно вести работу по созданию и продвижению образа Ростовской области как инвестиционно-привлекательного региона. Это наша общая задача – и профильных министерств, и правительства Ростовской области, и Законодательного собрания.

Мир вокруг нас стремительно меняется. Важно меняться вместе с ним, а лучше с опережением.

В этом и состоит роль регионального правительства, муниципальных образований, депутатского корпуса,– быстро реагировать на изменения и запросы общества, задавать общий вектор работе всех заинтересованных сторон.

Именно от наших слаженных действий зависит темп восстановления экономики и, как результат, благополучие людей.

Фото: пресс-служба губернатора Ростовской области

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.