Владимир Путин накануне утвердил обновленный состав Государственного совета. В него вошли представители политической российской верхушки, а также все главы регионов. Руководящие должности в Госсовете получили и три дальневосточных губернатора. Точнее сказать, сохранили: и Олег Кожемяко, и Валерий Лимаренко, и Алексей Цыденов и ранее занимали посты в этом органе.
Сохранить статус-кво
Госсовет – одна из наиболее загадочных структур в российской системе власти. Совещательный орган, существующий без малого двадцать лет, всегда находился на периферии политической жизни. Конечно, он проводил заседания, его члены обсуждали разные важные проблемы, но практической пользы от него не было. Просто потому, что никакими особыми полномочиями совет не обладал. Тем более было удивительным, что в начале этого года о Госсовете заговорили всерьез: мол, президент намеревается наделить его некой реальной властью. Эксперты ломали копья и делали ставки, но все прогнозы разбились о суровую реальность. По новому закону о Госсовете никаких новых полномочий никто не получил.
Вместе с тем, сохранялась определенная интрига, касающаяся руководящих должностей. В совете, во-первых, есть президиум, во-вторых – полтора десятка комиссий. Их руководители, по сути, и являются основной рабочей силой совещательного органа. В их число входили и три дальневосточника. Глава Приморья Олег Кожемяко возглавлял комиссию по туризму и спорту. Губернатор Бурятии Алексей Цыденов– комиссию по направлению «Транспорт». Валерий Лимаренко занимал должность в президиуме.
Какие-либо ротации в Госсовете, безусловно, стали бы знаковым событием. Однако здесь тоже обошлось без сенсаций. Кожемяко, Лимаренко и Цыденов сохранили свои должности. У главы Сахалинской области даже прибавилось работы: он возглавил только что созданную комиссию по инвестициям.
Поэтому назвать произошедшее сколько-нибудь значимым событием (как это делают некоторые источники) вряд ли уместно. Речь идет о банальном сохранении статус-кво. В то же время, переназначение дальневосточных глав можно воспринимать как некий вотум доверия со стороны президента.
Дружеское похлопывание от президента
«Госсовет – структура многим не до конца понятная. Так что во многом участие в его работе воспринимается как банальное одобрение со стороны Путина. Президент еще раз подчеркивает: вы молодцы, не разочаровали нас, имеете право сидеть за нашим столом. Это выражение поддержки», - рассказал «ФедералПресс» политолог Юрий Коломейцев.
Персоналии говорят сами за себя. Олег Кожемяко – один из столпов прокремлевской политики на Дальнем Востоке, этакий политический пожарный в ДФО. Валерий Лимаренко – ставленник первого замруководителя администрации президента Сергея Кириенко. Для федерального центра это важная фигура: с Сахалином связано множество проектов всероссийского значения.
Алексей Цыденов по сравнению с коллегами менее заметный, менее популярный чиновник. Однако, как отмечает политолог Павел Наливайко, Кремль планомерно и целенаправленно поддерживает его. В федеральном центре уверены, что именно Цыденов обеспечит стабильность в республике. О многом говорит тот факт, что в начале декабря глава Бурятии провел онлайн-встречу с Путиным. Политологи однозначно трактуют подобные мероприятия как одобрение со стороны президента.
«Федеральный центр, очевидно, делает большую ставку на этих трех губернаторов. Их по-прежнему особо выделяют. То, что Кожемяко, Лимаренко и Цыденов сохранили свои должности в Госсовете, еще раз это подтверждает. Они по-прежнему пользуются высоким доверием президента», - полагает Наливайко.
В то же время, пока сложно сказать, повлияет ли переназначение губернаторов на их карьеру. Положительно ли, отрицательно ли - неважно. Дело в том, что роль Госсовета в будущей российской политике пока неясна – как для чиновников, так и для экспертов. Нынешний закон о новом органе является рамочным, и ясности не прибавляет.
«Сейчас никто не может сказать, будут ли наделять Госсовет какой-то реальной властью. Поэтому для прогнозов пока не время. Сейчас ему пытаются придать аппаратного веса, но выйдет ли? Очевидно, что если совет действительно получит реальные полномочия, влияние дальневосточных губернаторов серьезно вырастет», - полагает Павел Наливайко.
Фото: primorsky.ru, sakhalin.gov.ru, egov-buryatia.ru
Итоги-2020: срывая маски