В последние месяцы одной из главных тем для Приморья стал проект нового моста во Владивостоке. Переправа на остров Елены вызывает негодование горожан и недоумение экспертов. Сейчас, когда проект моста вынесли на всеобщее обсуждение, страсти накалились до предела. Что не так с очередной дальневосточной «стройкой века» – об этом в материале «ФедералПресс».
Больше мостов, хороших и разных
Владивосток давно и прочно ассоциируется с мостами – Золотым и Русским. Переправы, построенные к саммиту АТЭС 2012 года, стали визитными туристическими карточками города. Выгода от строительства этих объектов очевидна: упрощение городской логистики, новый гостевой маршрут… Не будем вспоминать о проблемах с расселением домов в районе строек, о том, что главные строители моста оказались на скамье подсудимых. В конце концов, плюсы проекта перевешивают.
Вероятно, именно с этим связаны грандиозные планы городских и краевых властей построить в приморской столице еще один мост. Речь идет о многострадальном проекте Владивостокской кольцевой автодороги – ВКАД. Обсуждение этого проекта идет уже долгие годы, он неоднократно менялся, откладывался и снова запускался в работу. Свое окончательное воплощение он нашел в идее моста на остров Елены.
Остров Елены – это часть Русского острова, отделенная от основной территории небольшим судоходным каналом. Отсюда рукой подать до Токаревского маяка, одной из достопримечательностей Владивостока. Рядом с ним находится пляж, излюбленное место отдыха горожан и туристов. Именно рядом с этим местом планируют проложить новый мост.
Причина, по которой власти планируют начать строительство, очевидна. Маяк располагается на окраине Эгершельда – так неофициально называется район Владивостока на полуострове Шкота. Это одно из наиболее загруженных машинами мест города. Дело в том, что полуостров соединен с основной частью города узким дорожным горлышком. Утром и вечером оно намертво забивается машинами. Усугубляет ситуацию Владивостокский морской торговый порт: курсирующие туда и обратно фуры сильно замедляют движение в этом районе. В этой ситуации любой ремонт или, не дай бог, авария становятся фатальным бедствием. Движение на Эгершельде попросту парализуется.
Над решением этой проблемы долгие годы бились многие городские чиновники. В итоге родилась идея вантового моста – в теории, удобного объездного пути. Туда же собираются направить основной поток фур. На практике, как водится, все сложнее. Неспроста проект вызвал бурю негодования как у горожан, так и у экспертов.
Прежде всего имеющийся проект похоронит сразу несколько мест отдыха в черте Владивостока. Во-первых, пострадает та самая рекреационная зона возле маяка. Формально мост не затрагивает ее, однако проходит совсем рядом. Чем для пляжа чревато соседство с загруженной фурами автострадой, думается, объяснять не надо. Во-вторых, дорожное строительство фактически уничтожит популярные пляжи на острове Елена. В теплое время года они пользуются неизменной популярностью у владивостокцев. В черте города не так много мест, где можно отдохнуть у моря. Собственно, именно по этим причинам большинство горожан в штыки воспринимает проект моста. Однако это лишь первый и, возможно, не самый главный пласт проблем.
Компромисс, от которого страдают все
Для начала надо сказать, что разработкой моста специалисты и чиновники занимаются много лет подряд. К проекту подключали и федеральные структуры, и полпредство. В 2019-м его обсуждали на Восточном экономическом форуме. Тогда петербургский институт «Гипростроймост» представил довольно подробные выкладки по проекту. Почему за эти годы так и не удалось придумать концепцию, которая устраивала бы большую часть жителей, – большой вопрос.
Конечно, решение проблемы пробок требуется уже давно. С этой целью новая переправа вполне себе справится. Однако эксперты отмечают: по сути стройка моста больше похожа на экстренные меры – тогда как Владивостоку требуется масштабная перепланировка.
«Главной причиной дорожных проблем на Эгершельде является порт. Это ни для кого не секрет. Проблема в том, что, по большому счету, порту не место в черте города. Нынешнее положение ВМТП неудобно ни для кого. Горожане страдают от пробок. Порт в свою очередь лишен возможностей расширяться, он не может выстроить удобную логистику. У него нет пространства для развития», – рассказал «ФедералПресс» экономист Максим Кривелевич.
Он отмечает, что более логичным решением стал бы перенос Владивостокского морского порта ближе к транспортным центрам, где больше земли, ближе железная дорога и аэропорт. Однако такая работа требует куда больших затрат и более тщательного планирования.
«По большому счету, район Эгершельда – это идеальное место для рекреационной зоны. Сделать там набережные, театры, что угодно. Такой проект пошел бы на пользу Владивостоку. Но такой масштабной перестройкой города у нас пока заниматься не готовы. В этой ситуации строительство моста на остров Елены выглядит приемлемым компромиссом. Без него, во всяком случае, будет хуже», – отмечает Максим Кривелевич.
В свое время власти города обсуждали проект строительства дороги по типу МКАД. Однако в прошлом году от затеи отказались совсем – причиной стала нехватка денег. Не сказать, что мост на Елену обойдется дешево, – сейчас его стоимость оценивают в 60 миллиардов рублей. Скорее всего, она увеличится. Но, судя по всему, этот вариант куда проще реализовать. В то же время именно стоимость проекта настораживает некоторых экспертов.
«Вариант вполне понятный: построим мост на Елену, и контейнеровозы будут уходить из города на остров Русский, а затем по объездной уезжать дальше. Это неплохая идея, она поможет разгрузить дороги. Вопрос в том, подходящее ли время для такой стройки? У нас несколько лет подряд падают доходы населения, снижаются бюджеты. Сейчас ситуация еще больше осложнилась. Будут ли средства?»– задается резонным вопросом экономист Александр Латкин.
Одним из заметных противников моста стал основатель компании DNS Дмитрий Алексеев. Он отмечает, что стройка никак не разгрузит наиболее проблемное место на Эгершельде – выезд в центр Владивостока. То самое «бутылочное горлышко» расширять не будут, и значит, там по-прежнему будут заторы.
«Дорога через Русский остров никак не уменьшит традиционные пробки на выезде из Владивостока. Она будет длиннее – где-то на 30 километров. Экономии времени никакой. В обратную сторону – то же самое. Более того, утренние пробки на Эгершельде станут больше – число машин увеличится за счет трафика с моста», – отмечает он.
И, в конце концов, наиболее парадоксальная вещь. Ошибка в планировке Владивостока – по большому счету, размещение порта в черте города ей и является – вопрос, вообще-то, локальный. Однако его планируют решать с помощью федеральной стройки. Это довольно специфический подход к стратегическому развитию.
Пока, впрочем, проект моста все еще обсуждается. К чему, в конце концов, придут власти, сказать сложно. Однако уже сейчас можно сказать, что начало стройки затянется. Свою роль сыграет и проседание бюджета, и недовольство горожан. А за это время, может быть, изменится и концепция ВКАД. В очередной раз.
Фото: правительство Приморского края, openstreetmap.org