В последние месяцы одной из главных тем для Приморья стал проект нового моста во Владивостоке. Переправа на остров Елены вызывает негодование горожан и недоумение экспертов. Сейчас, когда проект моста вынесли на всеобщее обсуждение, страсти накалились до предела. Что не так с очередной дальневосточной «стройкой века» – об этом в материале «ФедералПресс».
Больше мостов, хороших и разных
Владивосток давно и прочно ассоциируется с мостами – Золотым и Русским. Переправы, построенные к саммиту АТЭС 2012 года, стали визитными туристическими карточками города. Выгода от строительства этих объектов очевидна: упрощение городской логистики, новый гостевой маршрут… Не будем вспоминать о проблемах с расселением домов в районе строек, о том, что главные строители моста оказались на скамье подсудимых. В конце концов, плюсы проекта перевешивают.
Вероятно, именно с этим связаны грандиозные планы городских и краевых властей построить в приморской столице еще один мост. Речь идет о многострадальном проекте Владивостокской кольцевой автодороги – ВКАД. Обсуждение этого проекта идет уже долгие годы, он неоднократно менялся, откладывался и снова запускался в работу. Свое окончательное воплощение он нашел в идее моста на остров Елены.
Остров Елены – это часть Русского острова, отделенная от основной территории небольшим судоходным каналом. Отсюда рукой подать до Токаревского маяка, одной из достопримечательностей Владивостока. Рядом с ним находится пляж, излюбленное место отдыха горожан и туристов. Именно рядом с этим местом планируют проложить новый мост.
Причина, по которой власти планируют начать строительство, очевидна. Маяк располагается на окраине Эгершельда – так неофициально называется район Владивостока на полуострове Шкота. Это одно из наиболее загруженных машинами мест города. Дело в том, что полуостров соединен с основной частью города узким дорожным горлышком. Утром и вечером оно намертво забивается машинами. Усугубляет ситуацию Владивостокский морской торговый порт: курсирующие туда и обратно фуры сильно замедляют движение в этом районе. В этой ситуации любой ремонт или, не дай бог, авария становятся фатальным бедствием. Движение на Эгершельде попросту парализуется.
![]()
Над решением этой проблемы долгие годы бились многие городские чиновники. В итоге родилась идея вантового моста – в теории, удобного объездного пути. Туда же собираются направить основной поток фур. На практике, как водится, все сложнее. Неспроста проект вызвал бурю негодования как у горожан, так и у экспертов.
Прежде всего имеющийся проект похоронит сразу несколько мест отдыха в черте Владивостока. Во-первых, пострадает та самая рекреационная зона возле маяка. Формально мост не затрагивает ее, однако проходит совсем рядом. Чем для пляжа чревато соседство с загруженной фурами автострадой, думается, объяснять не надо. Во-вторых, дорожное строительство фактически уничтожит популярные пляжи на острове Елена. В теплое время года они пользуются неизменной популярностью у владивостокцев. В черте города не так много мест, где можно отдохнуть у моря. Собственно, именно по этим причинам большинство горожан в штыки воспринимает проект моста. Однако это лишь первый и, возможно, не самый главный пласт проблем.
Компромисс, от которого страдают все
Для начала надо сказать, что разработкой моста специалисты и чиновники занимаются много лет подряд. К проекту подключали и федеральные структуры, и полпредство. В 2019-м его обсуждали на Восточном экономическом форуме. Тогда петербургский институт «Гипростроймост» представил довольно подробные выкладки по проекту. Почему за эти годы так и не удалось придумать концепцию, которая устраивала бы большую часть жителей, – большой вопрос.
Конечно, решение проблемы пробок требуется уже давно. С этой целью новая переправа вполне себе справится. Однако эксперты отмечают: по сути стройка моста больше похожа на экстренные меры – тогда как Владивостоку требуется масштабная перепланировка.
«Главной причиной дорожных проблем на Эгершельде является порт. Это ни для кого не секрет. Проблема в том, что, по большому счету, порту не место в черте города. Нынешнее положение ВМТП неудобно ни для кого. Горожане страдают от пробок. Порт в свою очередь лишен возможностей расширяться, он не может выстроить удобную логистику. У него нет пространства для развития», – рассказал «ФедералПресс» экономист Максим Кривелевич.
Он отмечает, что более логичным решением стал бы перенос Владивостокского морского порта ближе к транспортным центрам, где больше земли, ближе железная дорога и аэропорт. Однако такая работа требует куда больших затрат и более тщательного планирования.
«По большому счету, район Эгершельда – это идеальное место для рекреационной зоны. Сделать там набережные, театры, что угодно. Такой проект пошел бы на пользу Владивостоку. Но такой масштабной перестройкой города у нас пока заниматься не готовы. В этой ситуации строительство моста на остров Елены выглядит приемлемым компромиссом. Без него, во всяком случае, будет хуже», – отмечает Максим Кривелевич.
В свое время власти города обсуждали проект строительства дороги по типу МКАД. Однако в прошлом году от затеи отказались совсем – причиной стала нехватка денег. Не сказать, что мост на Елену обойдется дешево, – сейчас его стоимость оценивают в 60 миллиардов рублей. Скорее всего, она увеличится. Но, судя по всему, этот вариант куда проще реализовать. В то же время именно стоимость проекта настораживает некоторых экспертов.
«Вариант вполне понятный: построим мост на Елену, и контейнеровозы будут уходить из города на остров Русский, а затем по объездной уезжать дальше. Это неплохая идея, она поможет разгрузить дороги. Вопрос в том, подходящее ли время для такой стройки? У нас несколько лет подряд падают доходы населения, снижаются бюджеты. Сейчас ситуация еще больше осложнилась. Будут ли средства?»– задается резонным вопросом экономист Александр Латкин.
![]()
Одним из заметных противников моста стал основатель компании DNS Дмитрий Алексеев. Он отмечает, что стройка никак не разгрузит наиболее проблемное место на Эгершельде – выезд в центр Владивостока. То самое «бутылочное горлышко» расширять не будут, и значит, там по-прежнему будут заторы.
«Дорога через Русский остров никак не уменьшит традиционные пробки на выезде из Владивостока. Она будет длиннее – где-то на 30 километров. Экономии времени никакой. В обратную сторону – то же самое. Более того, утренние пробки на Эгершельде станут больше – число машин увеличится за счет трафика с моста», – отмечает он.
И, в конце концов, наиболее парадоксальная вещь. Ошибка в планировке Владивостока – по большому счету, размещение порта в черте города ей и является – вопрос, вообще-то, локальный. Однако его планируют решать с помощью федеральной стройки. Это довольно специфический подход к стратегическому развитию.
Пока, впрочем, проект моста все еще обсуждается. К чему, в конце концов, придут власти, сказать сложно. Однако уже сейчас можно сказать, что начало стройки затянется. Свою роль сыграет и проседание бюджета, и недовольство горожан. А за это время, может быть, изменится и концепция ВКАД. В очередной раз.
Фото: правительство Приморского края, openstreetmap.org


