Чаепитие с рецидивистами, восстановление документов осужденным, закрытый чат для общения с наркозависимыми, раздача презервативов… Как ни удивительно, но все это – работа челябинского фонда «Источник надежды», который вот уже 10 лет пытается вернуть к нормальной жизни тех людей, которые в один момент вступили не на тот путь. Кто приходит за социальной помощью и чем еще может помочь НКО – в репортаже «ФедералПресс».
Центральный офис
Несколько кабинетов в обычном офисном здании. Сразу не скажешь, но именно здесь находится мозговой центр фонда «Источник жизни», где готовятся документы для грантов, ведутся переговоры с ГУФСИН и другими ведомствами. Меня встречает молодая привлекательная девушка. Сразу задаю в лоб стереотипный (как понимаю) вопрос: «А вам не страшно?».
«Конечно, страхи были. От такого круга общения я была далека. Поэтому сомневалась: смогу или нет. И в первый раз, когда пришли клиенты, несколько волновалась и напряглась. Теперь знаю, как общаться», – улыбается она.
Это Ирина Иванова – она новичок. Кейс-менеджер. От слова «дело». Каждый кейс-менеджер ведет дела своих подопечных: от момента обращения в «Источник надежды» до окончательного решения проблемы. Ирина работает в проекте «Социальное бюро», взаимодействует с бывшими заключенными. У некоторых клиентов проекта по пять «ходок» (отбывание срока в «местах не столь отдаленных») и ноль лет страхового стажа. Зачастую, кроме паспорта, нет вообще никаких документов. И кейс-менеджеры составляют для них план действий: куда сходить и какие заявления подготовить, чтобы сделать временную регистрацию, СНИЛС, получить полис. Первые официальные шаги в гражданском обществе.
В соседнем кабинете место руководителя. Его занимает Алексей Тананин. 10 лет назад он положил начало «Источнику жизни». Сначала работали с профилактикой ВИЧ и наркозависимыми, затем спектр расширился.
«Мы поняли, чтобы решить проблему распространения заболевания, человеку нужно решить вопросы проживания, наладить отношения с родственниками. Мы стали работать с освобождающимися заключенными. Написали заявку на грант – получили, начали расширяться», – вспоминает Алексей.
Сейчас в фонде работает 32 человека (это только в штате): в том числе медицинские сотрудники, инфекционисты, бухгалтеры – на удаленке. Есть еще волонтеры, около 50 человек. Работают с реабилитационными центрами для наркозависимых, людьми БОМЖ (лицами без определенного места жительства) и отбывшими наказание.
Сервисный центр
В основном контингент фонда стекается в помещение на проспекте Победы. Вот и сейчас здесь «гости». Сергей освободился три года назад и практически каждую неделю заходит пообщаться. В фонде предупредили, что со СМИ сидельцы разговаривать отказываются. Сергей не из таких. Общий стаж за решеткой у него 18 лет. О фонде узнал, как сам говорит, «в тюряге».
«Засосала опасная трясина… В 17 лет занимался рэкетом, по 4000 каждый день на карман капало. Плохо, что ли? Сейчас мне 45. Опасный рецидив, работодатели не берут «таких». Время есть зайти новости узнать, чай попить. Может, и с работой помогут: на стоянке, где место освободится. Они мне с юристами помогли, когда с налоговой вопрос возник на вольной жизни», – рассуждает он.
И признается, что ни нарко-, ни алкозависимости у него нет. Хотя именно таким людям фонд дает «Точку опоры» (еще один проект «Источника жизни»). «Потребители» (наркозависимые) живут своими закрытыми сообществами в социальных сетях. Чтобы выйти на них, сотрудники фонда используют все ресурсы. За Telegram отвечает Хакер, так его прозвали коллеги. Он находит закрытые каналы, общается с наркозависимыми, уже полгода ведет чат фонда в Telegram. Там уже почти 3500 подписчиков.
«Я нахожу эти закрытые площадки, где они покупают, регистрируюсь, предлагаю помощь. Много людей, кто хочет бросить, но не знает как. Я имею опыт консультанта по зависимости, рассказываю. Помогаем бросившим наладить жизнь, сменить круг общения, чтобы человек не вернулся к прежнему образу жизни», – делится Хакер.
Зачастую в чат хотят попасть «работодатели», которые ищут курьеров. Но боты, разработанные Хакером, их выявляют и отправляют в бан. Помимо общего чата у фонда есть канал отзывов и канал новостей, в котором размещают информацию об акциях по тестированию на ВИЧ, гепатит, туберкулез.
Работают, согласно трендам: кроме привычных социальных сетей, активно осваивают Tik-Tok. Им занимается Татьяна Темерханова. Социальный работник сначала завела собственный аккаунт, потом сделала страницу и для фонда. Там размещают ролики на тему ВИЧ, рассказывают о том, что нужно предохраняться. Делают это для того, чтобы ряды молодежи не пополнили ключевые группы клиентов фонда.
Обучение
Чтобы работать со сложными категориями, приходится постоянно учиться. Вот и в день моего приезда несколько сотрудников фонда выехали на семинар. Его проводила Ассоциация реабилитационных центров Челябинской области «Южный Урал без наркотиков». Участники поделились на группы и отрабатывали тему консультирования.
«Мы постоянно повышаем уровень квалификации, иначе никак. Сегодня участвуем сами, а еще и нередко проводим обучение для партнеров. Часто делаем мероприятия против эмоционального выгорания коллектива, бываем на выездах по три дня. Атмосфера для нас очень важна», – во время короткого перерыва признается Алина Гуляева, исполнительный директор «Источника надежды».
Алина пришла в фонд тестером (проводила тестирование), по профессии она психолог, отвечает как раз за эмоциональное состояние сотрудников.
«Точка опоры» в Копейске
Копейчанин Евгений Белов вместе с супругой Светланой тоже был на одном из выездных мероприятий фонда, там и пришла идея открыть дополнительный офис в Копейске. Начали работать в конце июля, как раз в период пандемии. Здесь проводят анонимные группы для наркоманов и алкоголиков, консультируют их родителей и родственников, выдают продуктовые наборы отбывшим срок в колонии.
«Проговаривают, как надо действовать, общаться, правильно себя мотивировать. Из доверия человек-то уже вышел, когда упал на дно. Ведется работа, если человек «плюсанул» (получил положительный результат на ВИЧ): проводятся встречи с инфекционистом, психологом», – рассказывает о работе Евгений Белов.
К появлению центра соседи отнеслись сначала настороженно (офис открыли на первом этаже многоквартирного жилого дома). Но когда поняли, что лежать люди здесь не будут, успокоились. Анонимно, бесплатно и доступно в центре в любой день можно пройти тест на ВИЧ. Документы для этого не нужны. Процедуру проводит, как правило, Светлана. Также несколько раз в месяц фонд организует выездные мероприятия: на центральных улицах Челябинска и в других городах области.
Это далеко не все, чем занимается «Источник надежды». Фонд отправляет посылки нуждающимся, раздает средства контрацепции и антисептики, проводит встречи на территории колоний, и многое другое. За эти 10 лет он стал настоящим источником надежды для тех, от кого отвернулись даже родные.
Сегодня машина фонда тестирует на ВИЧ в Копейске. Из тех четырех человек, которых протестировали к моему приходу, у одного результат оказался положительным. Возможно, это очередной клиент фонда. Но бывает, что люди убегают, так и не узнав, как им нужно поступить дальше. От нежелания поверить и страха перед будущим.
Фото: ФедералПресс / Виктория Ваулина, unsplash.com, из архива «Источника жизни»