Январские протестные митинги открыли неприглядный факт: в России фактически провалилась молодежная политика. Юное поколение все активнее выражает недовольство, а главное – выпало из орбиты влияния властей. Именно с этим связано беспокойство по поводу участия детей в последних акциях протеста. Социологи отмечают: пока это всего лишь «пугалка», но тенденцию трудно не заметить: протест молодеет. А ведь чиновники годами декларировали: мы прикладываем усилия, чтобы молодежь была патриотичной и активной. Все мы помним движения «Наши», «Румол» и иже с ними. Но эта эпоха прошла, а смена не появилось. В результате к 2021 году выяснилось, что молодежь и государство – каждый сам по себе. При этом на молодежную политику выделяются большие деньги – десятки и сотни миллионов рублей. Есть ли хоть какой-то выхлоп от этой деятельности? «ФедералПресс» изучил вопрос на примере Приморского края.
Дело молодое
В глобальном смысле, задачи молодежной политики не особенно отличаются от задач любой другой социальной политики. Показать перспективы развития, дать возможности для реализации – как экономические, так и политические – помочь с планами на будущее. Проще говоря, дать ответ на вопрос: как и зачем мне жить и трудиться в России? С другой стороны, государство хочет вовлечь молодежь в общественный процесс, чтобы они помогали строить прекрасную Россию будущего.
Реализацию молодежной политики условно можно разделить на три категории. Первая – это постепенное вовлечение молодых людей в экономику и госуправление. Вторая, на которую сейчас делается больший акцент, связана с воспитанием и прививанием нужных государству ценностей. Третья –поощрение спортивных и творческих увлечений молодого поколения, разные фестивали и прочее, «чтобы по подъездам клей не нюхали».Но, понятное дело, когда говорят о неудачах молодежной политики, в последнюю очередь имеют в виду разные фестивали. Речь идет о политической и патриотической составляющих.
Такое себе правительство
Формально с вовлечением молодого поколения в политическую систему в Приморье все очень неплохо. В крае много лет существуют молодежные правительство, парламент и прочие подобные организации. В теории эти консультативные органы должны вовлекать молодое поколение в систему управления. Заодно создавать задел на будущее – становиться этакой кузницей кадров для власти. На деле все иначе. Основная деятельность таких структур – благотворительные акции и мероприятия «молодежно-патриотической направленности».
Чем, например, занимался молодежный парламент Приморского края в 2020 году? Провел несколько «круглых столов», помогал с организацией праздничных мероприятий, призывал молодежь ходить на выборы. А еще организовал 11 краевых акций, посвященных победе в Великой Отечественной войне – диктанты, раздача георгиевских ленточек, субботники, лекции…
С молодежным правительством дело обстоит еще печальнее. С 2019 года информации о его работе практически нет. Но и до этого оно не занималось сколько-нибудь осмысленной деятельностью. «Круглые столы», конкурсы школьных экологических проектов, деловые игры, встречи с краевыми чиновниками, несколько патриотических акций.
Наверняка, для школьников и студентов младших курсов эта деятельность действительно может быть интересной. Есть, правда, одно но: с управлением и законотворчеством она связана крайне слабо.
Иногда, впрочем, в молодежных парламентах даже разрабатываются законопроекты. Одним из самых ярких кейсов в свое время отметился Хабаровский край. Во время правления Сергея Фургала местная молодежная общественная палата разработала законопроект о корректировке транспортного налога. В дальнейшем его обсуждали на уровне губернатора и краевой думы – правда, так и не приняли. Приморский край подобными примерами похвастать не может.
Деды воевали
Куда больше внимания приморские власти уделяют воспитанию – прежде всего, «военно-патриотическому». К сожалению, просто патриотическое воспитание, без приставки «военно-», сейчас встретишь нечасто. Это, в целом, общероссийский тренд, и задается он на федеральном уровне. Вот, например, как выглядит список акций, проводимых «Российским движением школьников» по всей стране – в том числе, в Приморье.
«Патриотизм – наше все» - это кредо регионального министерства по делам молодежи. Вот, например, что заявила в одном из интервью глава ведомства Елена Томчук: «Любая работа с молодежью должна начинаться именно с патриотического воспитания. Мы все заинтересованы в том, чтобы наши ребята оставались жить и работать в регионе, создавали здесь семьи и делали все необходимое для того, чтобы край развивался».
Так что не стоит удивляться тому, что регион тратит много усилий на аналоги игры «Зарница», «героико-исторические конкурсы» и так далее.Чего стоит, например, запланированный конкурс творческих талантов с нетривиальным названием «Россия – вечная держава», который пройдет во Владивостоке в конце февраля. В перерыве между танцами, песнями и презентацией видеоклипов участники конкурса пообщаются с героем Советского союза – вероятно, этим и объясняется патриотичность названия.
Интерес власти и общественников к теме воспитания молодежи вполне объясним. Здесь крутятся большие деньги. Речь идет о грантах: краевых, федеральных, президентских, губернаторских – каждый год в Приморье на патриотические проекты выделяются миллионы рублей. Значительную часть получателей составляют организации, так или иначе связанные с военной тематикой: «Юнармия», «Боевое братство», казачьи структуры.
Например, в 2018-2019 году гранты по 200-500 тысяч рублей получили ДОСААФ, детско-юношеская организация «Отвага» и Кневичанское станичное казачье общество. Гранты выдавались на организацию «патриотических уроков для молодежи», на которых школьникам рассказывают о казаках.
Патриотические чтения за семь миллионов
Один из наиболее крупных «молодежно-патриотических» грантополучателей в крае – форум «Андреевский городок». Осенью 2019 года он прошел уже в 14-й раз (в прошлом году его отменили по понятным причинам).
В первой половине 2019 года приморские власти направили на организацию форума 7 миллионов рублей. Среди организаторов – владивостокская епархия РПЦ, администрация Приморья, молодежный краевой департамент. Участников для него набирали по всему Дальнему Востоку, но широкого освещения «Андреевского городка» в крае не было.
«Проект направлен на формирование социальных ориентиров и ценностных установок молодых дальневосточников, изменении настроений молодежи к миграции с территории Дальнего Востока», - пишут организаторы форума.
И что же, по их мнению, должно мотивировать молодежь на то, чтобы осесть в ДФО? Общение с учеными ДВО РАН и со священнослужителями. Лекцияполитолога Вячеслава Ищенко, специализирующегося на критике Украины и беседа с журналистом «Первого канала» Анатолием Кузичевым. Общение детей с семейными парами и успешными бизнесменами.
Стоит ли удивляться тому, что нормального диалога с молодежью по важным общественным вопросам у приморской власти не сложилось? Уроки мужества, патриотические поднимания на гору и фестивали с политологами – это, конечно, хорошо, но вряд ли это можно назвать молодежной политикой.
Более-менее осмысленную попытку изобразить диалог с молодежью приморские власти попытались лишь накануне недавнего январского митинга. Тогда профильное министерство спешно организовало во Владивостоке «дискуссионный клуб». 30 и 31 января мероприятие, в общей сложности, посетило 50 человек, почти все они – активисты молодежных организаций. Смотрелось это, скорее, комично.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, primorsky.ru