Байкал является одним из самых популярных мест для природного туризма в России. Каждый год туда устремляются тысячи туристов со всего мира. Для Бурятии, на территории которой находится озеро, это, казалось бы, неисчерпаемый источник доходов. Однако стать туристическим раем дальневосточная республика так и не смогла. В причинах разбирался «ФедералПресс».
Никому не нужное озеро
Озеро Байкал – безусловно, один из символов российской Сибири. У нас принято считать, что оно пользуется какой-то невероятной популярностью во всем мире. Это представление возникло не на пустом месте. С одной стороны, в любом цикле зарубежных передач о дикой природе России Байкалу уделяют центральное место. С другой – в девяностых и «нулевых» россиян потчевали байками о том, что озеро мечтают прибрать к рукам зарубежные державы – то США, то Китай, то все вместе.
Однако данные статистики разрушают этот устоявшийся миф. Так, в 2018 году полюбоваться озером приезжало всего 76 тысяч иностранцев.За десять лет этот показатель хотят довести до 126 тысяч – цифра, конечно, реалистичная, но очень маленькая. Не пользуется оно особой популярностьюи у россиян. В 2019 году Бурятию посетило менее полумиллиона туристов, из них две трети приехали на Байкал. Для сравнения: в Приморский край за это же время приехало 5 миллионов гостей.
Это резко контрастирует с рассказами бурятских чиновников. Регион традиционно входит в топы туристической привлекательности ДФО, власти постоянно рассказывают о планах на крупные инвестпроекты… Однако картина от этого не меняется. Бурятия проигрывает даже Хабаровскому краю и Амурской области, где интересных достопримечательностей куда меньше.
Причина такого положения дел типична для Дальнего Востока. Прежде всего, это отсутствие инфраструктуры – любой. Во-первых, регион до сих пор не готов размещать у себя сколько-нибудь большое число туристов. Гостиницы на 100 и более человек для Бурятии редкость, там практически нет курортных зон и крупных выставочных центров. А именно этот фактор обеспечивает турпоток в наиболее популярные регионы. Как рассказали «ФедералПресс» в правительстве региона, в Бурятии насчитывается около 12 тысяч гостиничных мест.
«Конечно, мест не хватает. Нужно еще учитывать, что часть объектов работает только в теплое время года, когда в регион прибывает основное число туристов. В этой сфере сейчас идет работа, в ближайшие два года число мест для размещения существенно вырастет», - рассказали в пресс-службе республиканского правительства.
Во-вторых, в регионе большие проблемы с логистикой. Почти половина дорог в Бурятии не соответствует нормативным требованиям. Ремонтные работы идут с черепашьей скоростью. Например, в 2020 году рабочие привели в нормальное состояние всего 150 километров федеральных дорог в республике. Для региона размером с Германию это действительно мало. Кроме того, в Бурятии имеется серьезная нехватка коммуникаций, а это существенно ограничивает инвестиционную привлекательность. Бизнесменам вместе с новыми объектами требуется налаживать все коммунальные сети, а это отдельная головная боль.
В итоге доля туристической отрасли в экономике Бурятии по-прежнему очень маленькая – чуть больше двух процентов. Почти статистическая погрешность. И эта ситуация не меняется уже десятилетиями, несмотря на все разговоры о потенциале.
Грандиозный провал «Байкальской гавани»
Нельзя сказать, что Бурятия ничего не делала для развития туризма. Однако значительная часть начинаний оказалась провальной. Одним из наиболее неудачных проектов является особая экономическая зона (ОЭЗ) «Байкальская гавань», созданная в 2007 году. За первые десять лет работы там «прописалось» 12 резидентов. В 2018 году договоры со всеми этими компаниями расторгли – из-за бездействия бизнесменов. Проще говоря, резиденты так ничего и не построили. При этом ОЭЗ исправно получала финансирование – к моменту расторжения договоров сумма вложений составила 5 миллиардов рублей. В итоге бурятским властям пришлось искать новых инвесторов.
На данный момент в «Байкальской гавани» насчитывается восемь резидентов. Один из них вошел в ОЭЗ со всем готовым – речь идет о курорте «Гора Соболиная». Два резидента уже начали стройку новых объектов, остальные готовятся. В этом году власти Бурятии планируют заключить договоры еще с четырьмя компаниями.
Решением логистических проблем республика озаботилась совсем недавно. Лишь в прошлом году регион принял очевидное и долго обсуждавшееся решение – запустить чартерные рейсы. Конечно, число желающих полететь куда-то во время пандемии оказалось невелико. Чартеры перевезли всего полторы тысячи пассажиров. Однако это все-таки неплохой старт, тем более, для Бурятии. Программу чартеров будут поддерживать и в этом году. В Ростуризме обещают, что эти рейсы станут постоянными.
Дело здесь не только в упрощении логистики – но и в ее удешевлении. Раньше стоимость недельного тура на Байкал могла легко достигать ста тысяч рублей. Прежде всего – из-за трудной и дорогой логистики. Так что экономически это был не самый очевидный вариант отдыха, при наличии более дешевых и более качественных альтернатив. Благодаря чартерам средняя стоимость путевки упала почти вдвое. Учитывая, что самые черные времена для туристической отрасли остались позади, это может серьезно помочь отрасли в Бурятии.
Впрочем, остается еще одна проблема – пожалуй, самая главная. Республика просто не может позволить себе сделать Байкал сверхпопулярным. Предельная степень нагрузки на природу озера – два миллиона человек. Больше она просто не выдержит. Байкал и так сталкивается с экологическими проблемами из-за промышленности. Это означает, что для развития туризма Бурятии нужно развивать и другие точки притяжения. То есть работа должна идти не только вокруг озера, но и во всем остальном регионе. Справится ли с этим небогатая дальневосточная республика, сказать сложно.
Фото: egov-burytia.ru,baikalharbor.com
Паспорт регионов Дальнего Востока