Энергетика
  1. Бизнес
  2. Энергетика
Энергетика
Республика Коми
0

Россия может потерять запасы высоковязкой нефти из-за медлительности чиновников

Павел Завальный
Госдума подключилась к решению вопроса о налоговом режиме для компаний, добывающих вязкую нефть

С начала 2021 года Министерство финансов РФ отменило индивидуальный налоговый режим для месторождений высоковязкой и сверхвязкой нефти. По отдельным проектам фискальная нагрузка увеличилась в 25 раз, выведя их за грань рентабельности. Самая сложная ситуация сложилась в Республике Коми, где уже запущенные месторождения с запасами в сотни миллионов тонн нефти оказались под угрозой закрытия. Делегация из представителей профильных министерств, депутатов Госдумы и сенаторов Совета Федерации посетила поселок Ярега в этом регионе, чтобы на месте обсудить – как спасать проекты. Однако из-за позиции Минфина проблема рискует остаться нерешенной. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Уникальный проект

Месторождение нефти в Яреге было открыто еще до войны, в 1930 годы. Несмотря на солидные запасы – более 130 млн тонн – в советское время нефть здесь практически не добывалась. Высокая вязкость сырья была нерешаемой задачей для его подъема на поверхность. Проблему удалось решить только в последние годы, когда компания «ЛУКОЙЛ» построила установки генерации пара для разжижения нефти, а также шахты, горные выработки, горизонтальные скважины и другую инфраструктуру. Наряду с другим похожим проектов в Республике Коми – Усинским месторождением – ЛУКОЙЛ вложил в освоение свярхвязких запасов нефти уже около 250 млрд рублей, а всего планировал инвестировать более 800 млрд. Однако при базовом налоговом режиме такие затраты оказываются нерентабельными.

Глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, замминистра энергетики Павел Сорокин и замминистра финансов Алексей Сазанов лично спустились в шахту, чтобы увидеть, в каких сложных условиях ведется добыча сверхвязкой нефти. Это позволило провести предметное обсуждение фискальной политики в отношении Ярегского месторождения, от стабильной работы которого в прямом смысле зависит не только будущее поселка, но и благополучие всего региона. Ведь больше половины запасов нефти в Республике Коми относятся к категории сверхвязких и высоковязких.

Важен и социальный аспект. За счет ЛУКОЙЛа в Яреге построены восемь трехэтажных жилых домов для сотрудников компании и для переселенцев из ветхого жилья, и вот-вот откроется новый физкультурно-оздоровительный комплекс с первым в поселке бассейном.

494fcc69b53f7187d8ca233c50b0949b.jpg

Объем инвестиций мог быть и больше, отмечает первый вице-президент ЛУКОЙЛа Азат Шамсуаров, если бы не объективные технологические сложности. Но в последние годы их, наконец, удалось преодолеть. До недавнего времени дочернее предприятие ЛУКОЙЛа - «ЛУКОЙЛ-Коми» направляла свыше 50% инвестиций именно в развитие добычи вязкой нефти. Благодаря этому, к 2021 году объемы годовой добычи в Коми выросли более чем в два раза.

Инвестиции под угрозой

Однако изменения налогового законодательства с текущего года привели к тому, что фискальная нагрузка на добывающие компании по сверхвязкой нефти вырастет в 25 раз, по высоковязкой – в 1,5 раза. В абсолютных цифрах это – почти 40 млрд рублей в год. Если налоговые условия в ближайшее время не изменятся, нефтедобывающая компания будет вынуждена в лучшем случае пересмотреть стратегические планы развития месторождения (речь об объеме инвестиций порядка 180 млрд рублей на ближайшие пять лет), в худшем – законсервировать их.

Избежать катастрофических для экономики и социальной сферы региона последствий, может помочь компромиссное решение в интересах государства и бизнеса. В частности, Азат Шамсуаров предложил рассмотреть возможность введения в качестве системной меры для участков сверхвязкой и высоковязкой нефти отдельной группы НДД с учетом высокозатратности нефтедобычи. А на период проработки такого решения – установить вычеты из базового налога на добычу полезных ископаемых. Это позволит сохранить в ближайшие три года добычу вязкой нефти на уровне более 5 млн тонн, инвестировать в производство порядка 37 млрд рублей, увеличить доходы федерального бюджета на 90 млрд рублей за три года. Кроме того, такое решение даст возможность нивелировать технологические, техногенные и социальные риски.

А риски действительно есть. Пессимистичного сценария развития событий опасаются не только в «Лукойле», но и власти республики. Как отметила на совещании заместитель председателя правительства Коми Ирина Бахтина, если вопрос с налоговыми преференциями не будет решен в ближайшее время, и к 2025 году месторождения свервязкой и вязкой нефти будут законсервированы, республиканский бюджет недополучит в пятилетней перспективе (до 2030 года) более 400 млрд рублей доходов. А из-за увеличения расходов на уплату НДПИ и экспортной пошлины бюджетные поступления налога на прибыль сократятся более чем на 7,5 млрд рублей.

Кроме того, неизбежны серьезные негативные последствия в социальной сфере. «Это повлечет рост безработицы, социальной напряженности в регионе, снижение уровня жизни, потребительского спроса. В связи с этим может встать вопрос о существовании поселка в принципе», – отметила Бахтина, подчеркнув при этом, что 40% жителей Яреги (всего в поселке проживает 7 тысяч человек) трудятся в «дочке» «Лукойла» или в сервисных компаниях, связанных с ней.

Консервация нефтешахт несет и другие риски: безвозвратно будет потеряна часть запасов. В результате остановки системы вентиляции и затопления шахт грунтовыми водами на поверхность постепенно будут вытесняться взрывоопасные концентрации газов. Есть реальная угроза и экологии: возможно загрязнение нефтепродуктами реки Ухта, которая является источником питьевой воды для жителей Яреги и города Ухты.

Замминистра энергетики России Павел Сорокин признался, что его впечатлила проделанная «Лукойлом» работа по развитию месторождения и социальной сферы Яреги. Он согласился, что нужна донастройка фискального режима, чтобы «добыча вязкой нефти была привлекательная и чтобы было понимание развития на 10 лет вперед». «Стоит задача – обеспечить систему правильной мотивации, чтобы проект дальше развивался. Мы видим добрую волю со стороны инвестора. Мы поддерживаем проработку вопроса перевода данной категории на НДД и выработку правильных параметров, чтобы разработка продолжилась, – сказал Сорокин. – Вместе с тем в этом году конъюнктура рынка хорошая, в том числе благодаря совместным действиям стран ОПЕК+, которые добровольно ограничивают добычу, что позволяет стабилизировать и сбалансировать рынок. Это должно дать дополнительный ресурс для вложения в отрасль».

Минфин предлагает ждать, игнорируя последствия

В свою очередь статс-секретарь – замминистра финансов Росси Алексей Сазанов пообещал не допустить «развития пессимистичного сценария». Он отметил, что параметр НДД для сверхвязкой нефти будет разработан до конца текущего года, но вступит в силу только в 2024 году.

И такое медленное решение со стороны Минфина создает основную проблему – как развивать проект в течение 3 лет? Павел Сорокин из Минэнерго, к слову, призвал коллег решить вопрос как можно быстрее.

Согласен с этим и председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, он считает, что для добычи высоковязкой нефти нужен индивидуальный подход. Важно учитывать, что «себестоимость добычи сверхвязкой нефти значительно выше, чем традиционной». Налоговый режим должен быть таким, который «позволит сохранить рабочие места» и дальше развивать производственную инфраструктуру.

«Все месторождения должны иметь приблизительно одинаковую рентабельность, учитывая специфику разработки, глубину залегания, вязкость нефти, удаленность и от инфраструктуры и т.д. Донастройка налоговой системы, НДД и НДПИ, позволяют для разных месторождений подобрать наиболее эффективный экономический режим, и в перспективе – поддерживать и увеличивать объемы добычи нефти, увеличивать поступления в региональные и в федеральный бюджеты. Нам важно обеспечить долгосрочные параметры разработки месторождений и их инвестиционной привлекательности», – заявил Завальный.

Глава думского комитета подчеркнул, что разговор на этом не закончился. Уже 16 марта в Госдуме пройдет круглый стол, на котором дискуссия продолжится с участием широкого круга экспертов. Взаимовыгодное решение должно быть принято не позднее июня этого года, когда начнется формирование проекта бюджета на 2022-2024 годы. «Мы должны получить системное решение», – констатировал Павел Завальный.

В любом случае, как заверил участников совещания первый вице-президент ПАО «Лукойл» Азат Шамсуаров, компания настроена на продуктивный диалог с органами власти. «Мы пришли в Ярегу надолго, скорее, навсегда. Мы не планируем менять направленность нашей деятельности, в том числе социальную – культура компании не допустит ухудшения ситуации для людей, – заверил господин Шамсуаров. – Мы бы хотели просить вас поддержать нас в этой ситуации».

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева, пресс-служба Лукойл-Коми

Все самое важное и оперативное в Северо-Западном федеральном округе — в telegram-канале «СЗФОшная». Подписывайтесь на ФедералПресс в Яндекс.Новости, Google News, а также следите за самыми интересными новостями в Яндекс.Дзен. Федеральные новости рассказываем в TelegramВКонтакте, Одноклассниках и Twitter.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Компании
ЛУКОЙЛ
Версия для печати