«Десятые» годы коренным образом изменили Дальний Восток. Это время знаменуется ростом внимания федерального центра к региону – прежде всего, к его экономике. Крупные инвестпроекты, ВЭФ, территории опережающего развития – в ДФО действительно развернулась кипучая деятельность. При этом уровень жизни в округе изменился не так уж и сильно. В этой серии материалов «ФедералПресс» посмотрит, как реально развивался Дальний Восток в прошлом десятилетии – и каким образом пытались решать проблемы региона. Сегодня разберемся, как на самом деле развивалась экономика Дальнего Востока за этот период.
Крепкий середнячок
Дальний Восток никогда не был действительно бедным регионом – ни в советское время, ни в двухтысячных. Крепкий середнячок с ВРП на уровне Уральского федерального округа (хотя экономика на Урале развита чуть лучше). При этом в топ-30 регионов России по этому показателю входят всего четыре субъекта – Сахалинская область, Якутия, Приморье и Хабаровский край. И находятся они в конце списка. При этом данные регионы являются наиболее благополучными в округе. Остальные субъекты отстают от них в несколько раз.
К концу «десятых» самым экономически благополучным регионом ДФО стала Якутия. Она сумела обогнать прежних лидеров рейтинга – Сахалинскую область и Приморский край. Причем разрыв с Приморьем действительно впечатляющий: в 2010 году по уровню валового национального продукта (ВРП) Саха отставала на 100 миллионов рублей. К 2019 году она опережала столицу на 155 миллионов.
С показателями ВРП на душу населения статистика несколько иная. Якутия здесь уступает Сахалину, Магаданской области и Чукотскому АО. Однако стоит помнить, что эти три региона очень слабо заселены. В той же Сахалинской области людей живет вдвое меньше, чем в Сахе – и эта цифра каждый год уменьшается. При этом идет рост добывающей промышленности. Соответственно, денег в пересчете на одного человека становится больше.
Показательным примером является Колыма. В «десятых» ВРП на душу населения там вырос в пять раз – это самый большой рост во всем ДФО. При этом число жителей сократилось на треть.
По темпам роста экономики в регионе также лидируют якуты: с 2010 по 2019 годы объем ВРП там вырос в четыре раза. Среди лидеров также находится Сахалин и Чукотка – там экономики выросли втрое.
Кризисное десятилетие
Принято считать, что кризис на Дальнем Востоке наступил одновременно со всей страной – в 2014 году, после крымских событий и обвала рубля. Однако на деле проблемы с экономикой в регионе начались куда раньше, примерно в 2012-2013 годах. Конечно, не повсеместно. Для Приморья, например, эти годы стали новой точкой роста после двухлетней стагнации. Саммит АТЭС, Восточный экономический форум и т. д. Сахалинская экономика также переживала бурное развитие. Однако для Амурской области и ЕАО эти годы стали временем упадка. Там сыграло сразу несколько факторов: экономические провалы властей, проблемы с крупными проектами, масштабное наводнение 2013 года.
Эксперты уже тогда говорили о медленной стагнации российской экономики: минимальный рост доходов, нулевой рост промышленности. Последний фактор как раз больно ударил по Амурской области.
Как отмечает экономико-географ Наталья Зубаревич, во многом проблемы начались после «майских указов». Регионам пришлось отчитываться за увеличение зарплат бюджетникам, а это сказалось на балансе бюджетов. Кроме того, сократились прямые инвестиции и уровень потребления.
Собственно говоря, именно поэтому в этот период на Дальнем Востоке начали принимать усилия по привлечению инвесторов – например, открывать территории опережающего развития. Возможно, при ином развитии событий эти меры действительно оказали бы серьезный эффект. Однако затем произошел Крым, за ним – санкции и настоящие проблемы в экономике всей страны.
Уже в 2015 году в «минус» ушли Бурятия, ЕАО, Сахалинская область. Островам досталось сильнее всего: объем ВРП там сократился почти на 100 миллионов. Регионы выкарабкивались из ямы без малого два года – лишь к концу десятилетия их экономика стала существенно расти. Амурская область и Камчатка ушли в стагнацию: в 2016-2017 годах экономический рост там практически остановился.
Последствия кризиса Дальний Восток расхлебывает до сих пор. Бурное развитие осталось в прошлом. Ежегодный рост экономики округа сократился с 200-400 миллионов рублей до 100-200 миллионов. Цифры существенно выросли лишь к концу десятилетия – после оживления общей экономики и присоединения Забайкалья с Бурятией.
Изменений никто не заметил
Стоит отметить, что для населения экономические изменения в ДФО были не так уж заметны. О многом говорит индекс стоимости жизни – показатель Росстата. В Приморье, Якутии, Магаданской области, Хабаровском крае и Бурятии эти цифры практически не изменились. Чуть менее дорогой стала жизнь на Чукотке и в Камчатском крае – однако по сравнению с другими регионами России цены там все еще космические. Единственное заметное проседание индекса произошло в Сахалинской области: регион почти сравнялся с Приморьем.
Стоимость необходимого набора товаров и услуг во всех регионах ДФО выросла вдвое. Примерно на столько же выросли зарплаты – в абсолютных цифрах. Понятное дело, что нужно принимать в расчет инфляцию и сильное проседание рублей. Более показательными являются темпы роста заработной платы. До 2014 года они неизменно росли – во многих регионах пик пришелся на начало десятилетия. С началом кризиса годах доходы во всех регионах снижаются. Где-то раньше, где-то позже, но тенденция затронула всех. К 2015 году размеры средних зарплат упали на 5-12 процентов – это куда сильнее, чем во время мирового кризиса. Слабый рост начался только спустя два года, и он до сих пор держится на уровне официальной инфляции. По сравнению с «нулевыми» темпы просто черепашьи.
Пожалуй, для Дальнего Востока это главный экономический итог 2010-х. Несмотря на все разговоры об инвестициях, гектарах и прочих проектах, жить в ДФО легче не стало. А где-то проблем даже прибавилось. Так что двадцатые для региона точно не смогут стать временем больших прорывов: сейчас Дальний Восток просто пытается вернуться к прежним показателям. Получится ли?
Фото: ФедералПресс\Полина Зиновьева, Елена Майорова