Владимир Путин проведет сегодня совещание с членами правительства по ситуации на рынке труда. В апреле число безработных россиян, только по официальным данным, превысило 1,6 млн человек. Кризис затронул и регионы ДФО. Катастрофический отток кадров, впрочем, вызван системными причинами. Территории опережающего развития, дальневосточный гектар и развитие космодрома «Восточный» – людей годами заманивали на Дальний Восток, но оказалось, что на самом деле им никто ничего не предлагает. Почему так произошло и причем тут Дмитрий Рогозин – подробности в материале «ФедералПресс».
Программа развития ДФО провалилась
По итогам прошлого года Амурская область показала худший результат в стране по занятости молодых работников. Число кадров до 30 лет там уменьшилось на 22 процента – на 19,2 тысячи человек. Такие данные предоставила аудиторская сеть Finexpertiza. В лидеры антирейтинга угодил еще один регион ДФО – Бурятия, где отток составил 13,6 тысяч человек. В целом, сокращение рабочих мест на Дальнем Востоке стало самым сильным за последние годы. В некоторых регионах число занятых сократилось на четверть и выше. Это десятки тысяч человек. И не стоит забывать, что мы говорим только про официальные данные.
Причина, конечно, не только в коронакризисе. Многие отрасли сильно пострадали, но вряд ли системную проблему можно объяснить одним-единственным «черным лебедем». Тем более, что нынешний кризис рынка труда постепенно становится тенденцией. Неспроста внимание к проблеме привлечено на самом высоком уровне. Сегодня президент обсудит этот вопрос с правительством и, вполне вероятно, властям придется идти на экстренные меры.
В случае с Дальним Востоком большинство экспертов говорят о провале политики по развитию округа – на этот раз окончательном. То, что масштабные проекты властей по развитию ДФО (особые экономические зоны, бесплатный гектар и прочее) не принесли своего результата – не новость. Экономика региона так и не перестроилась с транзитной модели, отток населения не прекратился. Однако в 2020 году этот пузырь лопнул окончательно. Особенно четко это видно на примере Амурской области, годами выстраивавшей имидж перспективного и благополучного региона.
«Сейчас мы наблюдаем закономерный спад, вызванный, в том числе, провалами в космической отрасли. Речь идет о космодроме «Восточный», развитии ЗАТО Циолковский и так далее. Все «десятые» Приамурье служило магнитом для молодых людей, которые хотели строить карьеру в перспективной отрасли. Поддержка государства, обещания на самом высоком уровне – все это способствовало тому, что люди получали образование и опыт работы с прицелом на космическую отрасль», - рассказал «ФедералПресс» экономист Александр Латкин.
Завышенные ожидания, которые формировали власти (как местные, так и федеральные), в конце концов, не оправдались. «Роскосмос» сейчас – это стреляющий себе в ногу Рогозин, долги по зарплатам и уголовные дела, которых с каждым годом становится все больше. Значительная часть из них связана именно с «Восточным», а это не может не бить по всему имиджу Амурской области. В результате с наступлением действительно голодных лет многие специалисты стали искать места с лучшими перспективами. Сюда же стоит отнести проекты территорий опережающего развития и все другие разрекламированные властями меры.
Итоги провальной политики федерального центра теперь отражаются в уровне безработицы. По данным Росстата, хуже всего дело обстоит в Бурятии (10,6 %) и в Забайкалье (10 %). Далее следует, казалось бы, благополучная Якутия (7,2 %) и Колыма (6 %). При том, что людей в Магаданской области живет очень мало, и такое число безработных для депрессивного региона – это много. И власти, конечно, не учитывают тех, кто не регистрируется на бирже труда.
Китай и сырьевая экономика как часть проблемы
Это, впрочем, лишь часть проблемы. Как отмечает экономист Максим Кривелевич, для многих регионов характерна проблема «отхожего промысла» - когда местные жители зарабатывают деньги в других регионах. Это связано как с нехваткой хорошо оплачиваемых рабочих мест, так и с упором на добывающую промышленность. Сейчас людям с целым рядом специальностей попросту сложно найти применение у себя на малой родине. На это накладываются два фактора: общий упадок российской экономики и бурный рост северного Китая.
«В последние десять лет северные районы Китая переживают просто фантастический рост. Соответственно, там серьезно возрастает потребность в сырье. Дальний Восток является для КНР настоящей сокровищницей – со всеми его ресурсами. Само собой, это не может сказываться на экономических потоках: поставки сырья из ДФО в Китай растут с каждым годом», - отмечает он.
При нынешних темпах развития Поднебесной это может привести к реализации, казалось бы, забытых страшилок из «нулевых» - китайцы могут практически подчистую забирать все сырье из ДФО. Грубо говоря, однажды они придут и выпьют весь Байкал. И никто не будет особо против.
Это настоящий порочный круг. Для того, чтобы оставаться на плаву,ДФО продает ресурсы. Из-за упора на добычу ресурсов многие отрасли деградируют. Из-за этого ДФО продает еще больше ресурсов – и так далее. При этом решение у проблемы есть, и оно лежит на поверхности.
«Достаточно простое решение – ограничить экспорт сырья, создать нормальные условия для развития перерабатывающей промышленности – поможет буквально за два года создать массу рабочих мест на Дальнем Востоке», - отметил Максим Кривелевич.
Для этого, впрочем, требуется политическая воля и серьезный пакет экономических мер. Найдется ли все это в России сейчас, большой вопрос. Однако факт остается фактом: если дальневосточные ресурсы не станут работать на ДФО, регион все сильнее будет отставать от соседей. И все больше специалистов начнет искать себе работу где-нибудь в другом месте.
Фото: ФедералПресс\Евгений Поторочин, Виктор Вытольский,magadan.49gov.ru