Top.Mail.Ru
Экономика
Еврейская автономная область
0

Зачем Еврейскую автономию превращают в дальневосточную Чечню

Пока у властей нет другого выхода, кроме как снабжать ЕАО деньгами
Пока у властей нет другого выхода, кроме как снабжать ЕАО деньгами

За последний год доходы Еврейской автономной области выросли на 40 процентов, достигнув рекордной цифры в 21 миллиард рублей. Такие результаты обеспечены, прежде всего, вливаниями из федерального бюджета. Дела в экономике региона идут плохо, но его, тем не менее, активно поддерживают на плаву. Не превращается ли ЕАО в подобие кавказских республик, мало производящих, но активно дотируемых, и не вызовет ли это раздражение со стороны других дальневосточных регионов – подробности в материале «ФедералПресс».

На «поддержание штанов»

2020 год ознаменовался началом действительно масштабного кризиса в российской экономике. Дальний Восток этот упадок затронул в полной мере – проседание наблюдается во всех регионах и во многих отраслях. Наиболее бедные субъекты ДФО кризис восприняли куда сильнее остальных. Ярким примером является Еврейская автономная область: по данным Росстата, за прошедший год там падение произошло по всем ключевым показателям. Вот лишь часть примеров. Число работающего населения в регионе с 2019 года сократилось на 15-20 тысяч человек. В сфере малого и среднего бизнеса кадров стало меньше в два раза. Оборот сферы МСП сократился более чем вдвое – с 17,9 до 7,9 миллиардов. В три раза упал оборот товаров собственного производства, в два раза – импортируемых товаров. И так далее.

Парадоксально, но при этом доходы региона за прошлый год выросли на 40 процентов. Согласно последнему отчету правительства, доходная часть бюджета области в 2020 году составила 21 миллиард рублей. Это едва ли не рекорд по сравнению с прежними экономическими показателями. Для сравнения: в 2018 году она составляла 10,5 миллиардов.

В России эти показатели стали одними из самых высоких. Еще два лидера по росту доходной части бюджета – Дагестан и Кабардино-Балкария. Загадка объясняется просто: во всех трех регионах его обеспечили транши из федерального бюджета. При этом, если для кавказских республик такая ситуация давно стала нормой, то для ЕАО нынешний расклад в новинку.
Чиновники и провластные СМИ региона объясняют такую «федеральную» щедрость приходом Ростислава Гольдштейна на пост губернатора и его деловыми качествами. Дескать, это не просто федеральный центр делает подарки лояльному главе региона, это Гольдштейн привлекает деньги из бюджета страны. Впрочем, от словесной эквилибристики суть не меняется. Прежнего губернатора, Александра Левинталя, в Кремле недолюбливали, а потому не особенно охотно выделяли ему финансы. О многом говорит и тот факт, что транши в ЕАО начали поступать сразу после назначения нового главы: то есть, деньги были, просто раньше их давать не хотели.

Рост собственных доходов автономии при этом низкий. Согласно отчету губернатора, он составил всего 83 миллиона рублей – против 6 миллиардов «привлеченных» денег. Так на что же тратились щедрые финансовые вливания? В основном, на банальное «поддержание штанов» – «социалку» и погашение долгов. Например, 2,2 миллиарда рублей, выделенные в марте прошлого года, пустили на «социально значимые расходы» и погашение кредиторской задолженности ЕАО. 1,5 миллиарда, полученные от правительства РФ месяц спустя, пошли на социальные выплаты и пополнение фонда оплаты труда. И так далее. То есть, средства тратились не на развитие экономики, а на выполнение взятых на себя областью обязательств.

Не подачки, а деньги на конкретные цели

Возникают резонные опасения: не превратится ли ЕАО в дальневосточную Чечню, год за годом прожирающую бесчисленные бюджетные транши и ничего толком не производящую? Как полагает ведущий научный сотрудник ИКАРП ДВО РАН и Института демографических исследований ФНИСЦ РАН Светлана Мищук, пока это маловероятно. Она отметила: если какой-нибудь слабый регион накачивают деньгами, всегда идут разговоры о том, что экономически он рано или поздно превратится в условный Кавказ. В случае с ЕАО это совершенно не так – по целому ряду причин.

«Деньги область получает не просто так – а под конкретные цели. Вопросы, почему автономия долгое время не получала такого финансирования, относится к области политики. Но сейчас ЕАО, наконец, дождалась бюджетных вливаний, благодаря которым регион решает свои проблемы. Это не какие-то подачки. В регионе действительно есть на что тратить деньги – от закрытия социальных вопросов до инвестиций в развитие», - отмечает она.

При этом вряд ли нынешний финансовый поток будет действительно долговременным. По мнению Светланы Мищук, тот же Северный Кавказ получает огромные дотации из-за большого политического значения. Еврейская автономия им не обладает, а потому за потраченные деньги с региона всегда будут жестко спрашивать. Делать подарки ЕАО никто не собирается, здесь важна именно практическая составляющая.

Пока у властей нет другого выхода, кроме как снабжать ЕАО деньгами, считает политолог Максим Кривелевич.

«Нынешняя накачка региона деньгами – разумное решение. Кризис рано или поздно кончится, и надо, чтобы область дожила до этого момента в нормальном виде, чтобы выполнила все соцобязательства и так далее», - отмечает он.

Он отметил, что не стоит строить иллюзий насчет продолжительности крупных денежных вливаний. Как только экономика стабилизируется, бесконечные транши из федерального бюджета, скорее всего, прекратятся. Здесь для властей ЕАО настанет момент истины: нужно будет принимать меры для индустриализации региона, о которой так много говорилось. В противном случае область останется беззащитной перед подобными кризисами.

«Послушным переплачивают, своевольным недоплачивают»

Впрочем, не стоит забывать о политической составляющей – она в чем-то, может быть, более важная. Не секрет, что денежный дождь из федерального бюджета обеспечен, в том числе, лояльностью Ростислава Гольдштейна и отличными показателями на выборах. Более того, федеральные транши с самого начала были залогом рейтингов губернатора. Сразу же после его назначения автономия получила триста миллионов рублей, а затем цифры вливаний лишь увеличивались. Как отмечает политолог Павел Наливайко, Гольдштейн с самого начала строил имидж этакого «денежного мешка» и любимца Кремля. Это хорошо работало на контрасте с работой предшественника.

«Гольдштейн умеет работать с федеральным центром, имеет хорошие связи – они, в том числе, сыграли роль при получении траншей. Это политическая карта, которую умело разыграли. Другое дело, что рано или поздно губернатору надо будет показать, что он умеет, помимо выбивания денег из центра», - отмечает он.

Здесь кроются серьезные риски. С одной стороны, пока глава региона удобен Кремлю, ЕАО продолжит получать экономическую помощь. Пусть и в меньшем масштабе, чем в период коронавируса. Но если ситуация изменится, все пойдет прахом – и положение Гольдштейна, и планы по экономическому развитию области.

Нынешняя ситуация в автономии отлично иллюстрирует ручную систему управления страной.

«В большинстве случаев у нас нет нормального экономического обоснования финансирования регионов. Кому-то дают больше денег, кому-то меньше – решение принимается из политических соображений. Грубо говоря, послушным губернаторам переплачивают, своевольным недоплачивают», - отмечает экономист Александр Латкин.

Такая ситуация тесно связывает рейтинг губернатора с финансированием субъекта. Поэтому любому главе региона нужно иметь в запасе что-то большее, чем хорошие отношения с Кремлем. В противном случае он или однажды потеряет все, или превратится в местного Кадырова, который на все претензии будет лишь предъявлять огромный список федеральных траншей.

Фото: eao.ru

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.