Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Москва
0

Госдума корректирует цены на бензин — как изменятся цены на заправках

Правительство сдерживает рост цен на бензин
Утверждение поправок в Налоговый кодекс прошло задним числом – фактически они вступили в силу уже с 1 мая

Госдума утвердила корректировку демпфера, чтобы снизить цены на бензин. Утверждение поправок в Налоговый кодекс прошло задним числом – фактически они вступили в силу уже с 1 мая. Как видно по биржевым ценам на топливо, результата пока нет, но унывать рано. Эксперты убеждены, что эффект будет, правда краткосрочный. Гарантом стабильных цен на топливо они назвали приближающиеся выборы в Госдуму. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Госдума РФ в среду приняла в третьем, окончательном чтении закон, корректирующий действие демпфирующего механизма на топливо. Закон призван улучшить экономику нефтепереработки и оказать сдерживающие влияние на рынок бензина в стране (рост цен в пределах инфляции).

Суть механизма демпфера в том, что если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше индикативных внутренних, то государство выплачивает производителям разницу, а если наоборот, то переработчики компенсируют разницу государству.

Но, как показывает практика, компании вне зависимости от внешней конъюнктуры стремятся максимальные объемы вывозить на экспорт. Из-за этого в стране образуется дефицит и растет стоимость бензина и дизеля. Правительство время от времени принимает меры для сдерживания цен, но ситуация повторяется.

Суть новых изменений в снижении индикативной цены на бензин и дизельное топливо. Так, индикативная цена бензина в формуле демпфера с 1 мая уже уменьшена на 4 тыс. рублей за тонну, с 1 января 2022 года она снизится еще на 2,7 тыс. рублей за тонну. С 1 января 2023 года планируется ежегодная индексация цены бензина на 3%. Стоимость дизельного топлива будет индексироваться с 1 января 2022 года ежегодно на 3%, а не на 5%, как предполагалось ранее. Ожидается, что эти меры позволят повысит объем компенсаций нефтеперерабатывающим компаниям.

Всего в течение 2021-2023 годов из бюджета на эти цели будет выделено 350 млрд рублей. При этом почти половина будет компенсирована за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть.

«Демпфер предназначен для защиты внутренних цен на бензин, на дизельное топливо от колебаний на внешних рынках цен, в первую очередь, на саму нефть и, конечно, зависит от курса российского рубля. Корректировки понадобились в связи с изменением коньюктуры на внешних рынках, они позволят стабилизировать розничные цены. Тем не менее мы видим, что цены на нефть продолжают расти и если эта тенденция продолжится, то, возможно, придется еще раз вносит корректировки. Но в целом мы полагаем, что правительство настроено на стабилизацию рынка розничных цен и они, так или иначе, все-таки будут расти вблизи уровня инфляции, если смотреть в среднем по году. Вообще в ценах на заправках большая составляющая это налоги, акцизы. Как вариант, можно было бы рассмотреть снижение налоговой нагрузки на отрасль», – отмечает Андрей Полищук, аналитик «Райффайзенбанка».

«Принятие Госдумой нового закона о корректировке формулы расчета демпфера – это еще одно характерное проявление так называемого механизма ручного управления розничными ценами на бензин. Напомним, нынешняя ситуации на розничном рынке автобензинов является следствием большого налогового маневра, в результате которого де-факто возросла величина экспортного нетбэка для сырой нефти, или проще говоря – стоимость нефтяного сырья, поступающего на НПЗ. Одной из целей налогового маневра было сокращение таможенной субсидии для нефтепереработки, но непредвиденное изменение макроэкономической ситуации (в первую очередь, курса рубля) привело к тому, что маржа отечественных НПЗ начала снижаться более быстрыми темпами, чем ожидалось. Это неизбежно толкает вверх и цены на топливо. Правительство, чтобы избежать резкого повышения цен на бензин вынуждено вновь прибегать к ручному управлению, тушить разгорающийся пожар подручными средствами. То есть снова наращивать субсидии. Отсюда и возник механизм демпфера. Как всякое ситуативное и «пожарное» решение он имеет серьезные изъяны и поэтому нуждается в постоянной корректировке в зависимости от изменяющейся ситуации, что мы сейчас и наблюдаем», – комментирует Валерий Андрианов, доцент Финансового университета при правительстве РФ.

«Мы видели весной рост цен на топливо на бирже, это стало причиной новой корректировки демпфера – она позволит не допустить роста на АЗС. Цены на топливо – социально значимый показатель, даже политический в каком-то смысле, а у нас скоро выборы в Госдуму. Поэтому, конечно, Минэнерго будет и дальше предпринимать попытки сдерживать рост цен, мониторить ситуацию. Они уже отрегулировали взаимодействие компаний между собой, чтобы они согласовывали проведение ремонтов и не останавливали производство одновременно на нескольких предприятиях в одном регионе. Сейчас мы видим, что рынок наполнен бензином, демпфер скорректирован, ждем итогов года. По расчетам, рост стоимости бензина и дизеля не должен превысить уровень инфляции, но ускорилась сама инфляция», – поясняет Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ.

Новый принятый закон может иметь лишь кратковременное тактическое значение, но не решает проблему по сути, продолжает Валерий Андрианов: «Для долговременной стабилизации цен на бензин необходимо принятие комплекса мер. Во-первых, это снижение общего налогового пресса на «нефтянку» и создание инвестиционных стимулов для развития нефтепереработки. тут нужен не только пряник в виде корректировки демпфера, который будет быстро съеден, но и кнут. К примеру, уже неоднократно звучали предложения по ограничению в той или иной форме экспорта горючего…», – заключает эксперт.

Фото:ФедералПресс / Евгений Поторочин

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments