В направлении IT до сих пор не решен вопрос дефицита кадров, открыто около 80 000 вакансий разработчиков, а соискателей на эти должности почти в 10 раз меньше. Кроме этого, развивается направление интернет-маркетинга, веб-аналитики, работы с большими данными, и в каждом из них нужны те самые «специалисты будущего». Как в России получают образование по востребованным специальностям и можно ли это сделать за счет государства – в материале «ФедералПресс»
По результатам исследования онлайн-университета Skypro 72 % россиян предпочитают онлайн-обучение, и только 28 % отдают предпочтение классическому образованию. В исследовании приняли участие 2 569 человек в возрасте от 26 до 45 лет из разных регионов России. Сторонники онлайн-курсов одобряют этот формат по нескольким причинам:
- обучение можно совмещать с работой (73%);
- получить новую специальность можно, не выходя из дома (84%);
- интерактивные задания интереснее стандартных лекций (47%).
В соответствии с запросом рынок EdTech активно растет. За прошедший год число образовательных услуг в онлайне выросло на 30-35 %, и в ближайший год аналитики прогнозируют рост еще на 20-25 %. Трендом 2021 года стало мобильное обучение с использованием приложений. В таком формате можно изучать что угодно от иностранного языка до программирования.
Респонденты, которые не одобряют онлайн-образование по нескольким причинам. Большинство из них ответили, что:
- курсы недостаточно глубоко погружают студента в материал (47 %);
- дома есть слишком много отвлекающих факторов (51 %);
- обучение в онлайн-школе имеет слишком высокую стоимость (30 %).
Мифы об онлайн-образовании
Некоторые пользователи считают, что онлайн-курс – это что-то вроде вебинара, где аудитория просто слушает лектора в течение полутора часов. На бесплатных вебинарах действительно заметны проблемы с качеством контента, а участники уходят с такого занятия ни с чем. Но это проблема инфобизнеса в целом, где есть проблема разницы в качестве услуг, как и на любом другом рынке. Но в основном аргументы против удаленного обучения являются стереотипами, отмечает руководитель отдела продвижения онлайн-школы Skillfactory Илья Сабиров.
Уровень знаний зависит от качества курса, и крупные школы соревнуются в этом показателе между собой. Одни школы упор на трудоустройство учеников, которое становится гарантом актуальности их знаний, в других школах выбирают конкретный круг специальностей, например, программирование, Data Science и веб-аналитика, чтобы не распылять ресурсы и давать именно в этом направлении глубокие и структурированные знания.
«Давайте предположим, что средний курс стоит 50-70 тысяч. Если на курсе составлена хорошая программа, была практика, были менторы, то человек после прохождения курса имеет все шансы устроиться на работу. Если мы говорим об инженерных специальностях, то первая зарплата окупит это обучение полностью, даже если это начинающий специалист», – отметил Илья Сабиров.
Университеты больше не нужны?
Есть специальности, в которых востребован онлайн-формат обучения, например IT или экономика и управление, объясняет проректор по развитию образовательной деятельности Уральского федерального университета Андрей Созыкин. Математика и инженерные направления плохо переходят в онлайн, так как там требуется специализированное оборудование и лабораторные условия для проведения экспериментов. Также многие гуманитарные направления требуют личного присутствия студентов, чтобы была возможность прямого общения с преподавателем на семинарских занятиях и взаимодействия с другими присутствующими в аудитории.
«Объем рынка достаточно большой, поэтому нужно не конкурировать,а работать в партнерстве. У нас, например, большое количество партнеров по IT-программам», – рассказал проректор УрФУ.
В университете уже запустили несколько программ онлайн-магистратуры. Часть занятий на курсах ведут преподаватели онлайн-университетов, а часть – преподаватели УрФУ. Одна из магистерских программ запущена на открытой платформе Coursera.
ИТ-профессии при поддержке государства
Сегодня не только в государственных университетах, но и в сфере онлайн-образования появляются стипендии и гранты. С июля 2021 года Минцифры России запустило бюджетное софинансирование проекта «Цифровые профессии», благодаря которому 50% обучения оплачивает государство. В проект вошли ведущие онлайн-университеты, такие как Яндекс.Практикум, GeekBrains, Университет Иннополис, Нетология, Skyeng и СберУниверситет.
На сайте проекта открыта запись на образовательные программы, где студентов научат программировать, работать с большими данными и веб-аналитикой, разрабатывать мобильные приложения и ИТ-продукты. В Минцифры отмечают, что в проект «Цифровые профессии» вошли курсы, которые чаще всего выбирает молодая аудитория для развития в ИТ-сфере.
Получить образование при поддержке государства могут граждане России старше 16 лет, имеющие образование не ниже средне-профессионального. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко отметил, что проект «Цифровые профессии» – это один из инструментов, с помощью которого решается вопрос дефицита кадров.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева; ФедералПресс / Елена Майорова; unsplash.com
Умная среда: инструкция по применению