В последние несколько лет на Дальнем Востоке появился целый ряд крупных проектов в сфере здравоохранения. Губернаторы наперебой отчитываются о создании «медицинских кластеров», регионы закупают оборудование и строят больницы. «ФедералПресс» разобрался, где на Дальнем Востоке действительно идет успешная работа в медицинской сфере, а где результата пока не видно.
Амбициозные планы
Сахалинская область – один из немногих регионов ДФО, который отчитывается об успехах в медицине, а не рассказывает о перспективах. Нынешний глава региона Валерий Лимаренко в самом начале правления всерьез занялся реформированием медицинской отрасли. Речь при этом не шла о набивших оскомину «оптимизациях» - предпринимались вполне действенные меры. На острова стали активно завозить специалистов, наладили телемедицину (врачи из центральной части России консультируют коллег и пациентов по видеосвязи).Организовали «экспорт» пациентов: больных, которым необходимо лечение в федеральных медучреждениях, стало гораздо проще туда направить.
Конечно, проблем в сахалинской медицине все еще хватает, особенно, если говорить о кадровом голоде. Тем не менее, это не мешает властям планировать создание крупного медицинского кластера – группы медучреждений, которые предоставят жителям полный спектр услуг. Этим летом премьер-министр Михаил Мишустин поручил выделить на этот проект 7,5 миллиардов рублей. Одной из фишек кластера должен стать «медицинский фуд-корт» в Южно-Сахалинске: здание, в котором разместятся филиалы ведущих российских клиник.
Планы у сахалинских властей амбициозные: чиновники в свое время заявляли чуть ли не о создании международного медицинского хаба, чтобы на острова приезжали и из Москвы, и из Японии. Местным жителям кластер явно пригодится.
Этой зимой о создании биомедицинского кластера заговорили в Еврейской автономной области. Речь идет о масштабном проекте в области фармацевтики. ЕАО – регион не самый богатый, и потому планы многим показались фантастичными. Тем более, если учитывать реальное состояние дел в медицине ЕАО. Достаточно сказать о том, что единственный на всю область роддом в этом году уже дважды закрывали на долгое время. Откуда в таких условиях взяться кластеру?
Эта идея тесно связана с грядущими выборами в Госдуму. Автором инициативы является депутат федерального парламента – и по совместительству фармацевтический магнат из Екатеринбурга.
Основой кластера власти намерены сделать биробиджанского производителя медицинских масок. В дальнейшем там должно появиться производство медицинских растворов (от глюкозы до новокаина), инсулина и различных лекарств. Пока процесс находится на начальной стадии.
Громкие обещания и громкие провалы
К созданию медицинских кластеров готовятся многие регионы Дальнего Востока – например, Хабаровский край и Приморье. Кластер в Хабаровске ориентирован прежде всего на борьбу с онкологией. Базой для его создания станет ПЭТ-центр, где производятся радиофармпрепараты, находится стационар и так далее. Для реализации проекта властям нужно построить центр протонно-лучевой терапии – власти края уже несколько лет безуспешно пытаются найти деньги на его строительство. Последнюю попытку предпринял нынешний глава края Михаил Дегтярев – он попросил у Путина 1,6 миллиарда рублей. Это лишь часть от требуемой суммы в 4 миллиарда рублей. Но остальные затраты смогут покрыть из средств инвесторов. Стоит отметить, что на этот раз деньги могут действительно дать – на носу выборы. Ожидается, что сдать объект получится уже в 2025 году.
У Приморского кластера судьба все еще весьма неопределенная. О проекте уже несколько лет говорит и президент Путин, и чиновники Минвостокразвития, и разные губернаторы. Создать международный медицинский кластер планируют во Владивостоке, на Русском острове. Там уже имеется необходимая база: речь идет о медицинском центре ДВФУ, одном из наиболее современных в Приморье. Там действует собственный небольшой кластер – в него входит сам медцентр, реабилитационный центр и Школа биомедицины, готовящая медиков.
Однако планы, о которых в разные годы заявляли власти, куда более обширные. Так, предполагалось, что в кластере будет действовать особый режим, как в «Сколково». Он позволил бы открывать на острове филиалы иностранных клиник. Кроме того, чиновники обещали создание разных супертехнологичных центров, но ничего кардинально нового на Русском пока не появилось.
В Бурятии в прошлом году заявили о подготовке к созданию необычного фармацевтического кластера: речь идет о средствах народной тибетской медицины. Изучению тибетской культуры в Бурятии уделяют много внимания. Власти оказывают содействие специалистам в этом направлении, включая и народную медицину. Это хороший продукт как для внутреннего рынка (в республике много буддистов), так и на экспорт. Есть, правда, одно «но»: о создании этого кластера в Бурятии говорят уже почти десять лет. Дальше обсуждений и соглашений дело так и не сдвинулось.
Но, пожалуй, самую неудачную попытку создать медкластер предприняли на Камчатке. Создать его планировали на базе краевой больницы, которую не могут достроить с 2009 года. Деньги на строительство были. Внимание крупных чиновников тоже. Но что-то, вероятно, пошло не так. К 2020 году больница представляла собой фундамент с каркасом.
Тогда после внимания со стороны полпреда Юрия Трутнева чиновники обещали, наконец, разобраться с проблемной стройкой. Но снова не получилось. В этом году работы возобновили. Открыть объект обещают в 2023 году. По сути крайбольница и станет кластером в Петропавловске-Камчатском. Она объединит разные медучреждения, сейчас разбросанные по всему городу. Всю необходимую медицинскую помощь можно будет получить в одном месте. Если, конечно, стройка опять не забуксует.
Фото: ФедералПресс\Полина Зиновьева, kamgov.ru