В результате аварии на заводе по подготовке конденсата в Ямало-Ненецком автономном округе вдвое сокращены поставки по газопроводу «Ямал-Европа». На этом фоне цена газа в Европе побила очередной рекорд. Неожиданно инцидент может сыграть на руку «Газпрому», поскольку дает новые аргументы в пользу скорейшего пуска в эксплуатацию газопровода «Северный поток – 2».
Возгорание на установке деэтанизации конденсата первой очереди Уренгойского завода произошло в ночь на четверг. Потушить пожар удалось только к утру пятницы. Пострадавших в результате инцидента нет. В «Газпроме» пока не могут сказать, каков масштаб ущерба. «Компания анализирует причины и последствия аварии на заводе по подготовке конденсата», – сообщили «Федерал Пресс» в пресс-службе концерна.
«Весь вопрос в том, что и где там загорелось. Если это утечка из трубопровода, могло обойтись просто возгоранием. Если это авария на установке, тогда, конечно, без взрыва не обойдется. Но пока мы ничего точно не знаем», – говорит советник председателя Совета Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
Паническая атака
В результате аварии был вдвое – с 2,1 млн до 1 млн кубометров в час – снижен объем прокачки по газопроводу «Ямал–Европа» в Германию. При этом поставки по газопроводу «Северный поток» не пострадали. К утру пятницы поставки частично восстановились. Тем не менее новость о пожаре и сокращении поставок вызвала новую волну ажиотажного спроса на газ в Европе. Цена топлива на ключевом хабе TTF на открытии торгов составила 542,3 доллара за 1 тыс. кубометров, а на пике достигала рекорда – 546,3 доллара за 1 тыс. кубометров. Акции «Газпрома», напротив, подешевели – в пике падение составляло почти 3 %.
По мнению Рустама Танкаева, рост этот был чисто спекулятивным. «Это один из многих заводов, и даже не завод по подготовке газа. И то, что это повлияло на поставки газа – это просто некуда было сбрасывать конденсат и пришлось ограничиться», – объясняет аналитик.
«Это крупный завод, который играет важную роль в технологической цепочке по так называемому жирному газу, но в целом его объемы в общей добыче «Газпрома» не столь велики и на безопасности газоснабжения потребителей это не скажется», – соглашается заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Снижение поставок по «Ямал–Европе» было, но в общем потоке это тоже не столь заметно. К тому же сейчас часть снижения уже компенсирована. Контракты на поставку, судя по всему, выполняются, отмечает эксперт.
По оценке «Ренессанс Капитала», авария приведет к снижению добычи газа на 8 млрд кубометров, что на фоне общей добычи крайне незначительно – даже в кризисном 2020 году она составила 453,5 млрд кубометров. Сильнее пострадает добыча газового конденсата – в 2021 году ожидается потеря 5 млн т (в 2020 году было добыто 16,3 млн т).
Куда серьезнее могут быть экологические последствия аварии. «При пожаре такого масштаба в воздух поступают огромные объемы углекислого газа, угарного газа, сажи и несгоревших углеводородов, – объясняет руководитель отделения проектов российского отделения Greenpeace Виктория Глущенко. – Пока у нас нет данных от «Газпрома», точно оценить масштаб ущерба окружающей среде невозможно. Но данный инцидент показывает, насколько опасна нефтегазовая отрасль». В качестве альтернативы Greenpeace предлагает «Зеленый курс», который предусматривает в будущем переход на более экологически безопасные технологии.
Не было бы счастья
Сам факт сокращения поставок, даже кратковременного, может сыграть на руку «Газпрому», став еще одним аргументом в пользу скорейшего запуска газопровода «Северный поток – 2». В Европе крайне обеспокоены низким уровнем заполненности подземных газохранилищ. Накануне на сейте dw.com появилась большая паническая статья, где говорилось о том, что к началу отопительного сезона плановый уровень достигнут точно не будет. Автор обвинил в этом «Газпром», который якобы сознательно сокращает объемы закачки, чтобы поставить Европу перед выбором – либо запуск СП-2, либо нехватка газа зимой.
«Что касается наполнения европейских хранилищ, то это одновременно и причина, и следствие конъюнктуры рынка. Доля мощностей, которыми пользуется «Газпром» в европейских ПХГ меньше 10 %. Все игроки оценивают коммерческую привлекательность закачки очень невысоко, они не уверены, что смогут окупить затраты на хранение», – скептичен Алексей Гривач.
Уровень заполнения ПХГ в Европе действительно ниже, чем требуется на это время года, и пуск «Северного потока – 2» на самом деле весьма актуален для европейцев, отмечает Рустам Танкаев. «Если в этом году газопровод будет запущен, я не исключаю, что к нему даже не будет применяться Третий энергопакет (требует от монополистов предоставлять 50 % своих транспортных мощностей независимым производителям газа. – Прим. ред.) Потому что в ситуации, когда в Европе неблагополучно все с запасами газа, они легко обходят свои же ограничения. Это показывает опыт эксплуатации «Северного потока – 1». Сначала было 50 % загрузки, потом в Европе похолодало – сделали 70 %, похолодало еще – довели загрузку до 100 %», – говорит эксперт.
Справка «ФедералПресс»
Завод по подготовке конденсата к транспортировке (ЗПКТ) является частью Уренгойского газодобывающего комплекса, обеспечивающего бесперебойный прием и переработку нестабильного газового конденсата крупнейших месторождений Надым-Пур-Тазовского региона. Это крупнейшее предприятие по переработке углеводородного сырья в условиях Крайнего Севера расположено на 100 гектарах недалеко от Нового Уренгоя. С 2014 года на ЗПКТ ежегодно поступает более 11 млн тонн нестабильного газового конденсата.
На заводе реализуется инвестиционный проект «Газпрома» по развитию альтернативной схемы транспорта и переработки жидких углеводородов в Надым-Пур-Тазовском регионе. Строящийся комплекс обеспечит подготовку ачимовского конденсата в объеме 4 млн тонн в год и его транспортировку в стабильном состоянии совместно с нефтью, добываемой в регионе, в магистральный нефтеконденсатопровод «Уренгой-Пур-Пэ». После ввода в эксплуатацию объектов альтернативной схемы мощность завода по приему сырья составит около 16 млн тонн в год.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин