Эксперты в области изучения языка обсудили возможность ставить дополнительные баллы при поступлении студентам, которые сдают родной язык. По мнению специалистов, это станет мотивацией для его изучения у молодежи. О том, какие еще предложения планируют реализовывать в области продвижения родного языка, в материале «ФедералПресс».
Оригинальный контент в интернете
В Саранске в рамках форума «Сообщество» обсудили тему сохранения и развития родных языков. По мнению экспертов, в регионе не хватает популяризации их изучения у молодежи. Сегодня в республике эрзянский и мокшанский язык являются официальными наравне с русским. Однако помимо школ и профильных курсов они нигде не используются.
Первый заместитель министра культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия Александр Карьгин рассказал, что в настоящее время в республике выпускаются газеты и телевизионные передачи на трех языках: татарском, эрзянском и мокшанском – но для сохранения языков этого недостаточно.
«Чтобы сохранить нашу культуру, языки, нужно на государственном уровне создавать условия для изучения родного языка. Необходимо вводить их изучение в детских садах, школах. Это востребовано носителями языка, но это должно приобретать несколько иной вид, чем сейчас», – сказал Карьгин.
Зампредседателя комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты Маргарита Лянге считает необходимым переход национальных языков из печатных изданий в интернет. По мнению эксперта, в сферу поддержания национальных языков необходимо привлекать методистов, которые займутся созданием интернет-контента.
«Мы четко вошли в новую эру цифровизации, и оказалось, что родные языки, вся структура и система поддержания их, построена только на печатных носителях знаний. Оказалось, что у нас есть много деклараций, но учебников нет, потому что исчезли методисты. Налицо цифровая дискриминация учебников по науке языков», – возмутилась Лянге.
Школьный педагог Александр поддержал эксперта и рассказал о своем опыте мотивации детей для изучения родного языка. По его словам, детям интересно изучать язык, но только в виде контента в интернете.
«Переводы с русского на тот же эрзянский не работают. Детям это неинтересно. Вот, если взять и придумать свой контент на национальном языке, это будет популярно. Я понимаю, что это дорого, но без этого интереса не будет», – отметил педагог.
Он поделился, что дома разговаривает на родном языке и дети его понимают, но между собой говорят только на русском.
«Дети понимают все, что я говорю, делают, но сами уже привыкли к русскому. Они в школе, во дворе, везде общаются на этом языке, у них нет мотивации говорить на родном», – поделился Александр.
Руководитель Научно-исследовательского центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ Ольга Артеменко отметила, что для популяризации языка у детей нужно его изучать с начальной школы.
«Если мы не возродим начальную школу на родном языке, мы не сохраним язык. Но надо учитывать, что в эту школу нельзя загонять всех», – подчеркнула Артеменко.
Пожелания и предложения
Помимо возрождения преподавания национальных языков в начальной школе участники круглого стола решили установить таблички на эрзянском и мокшанском языках на улицах Саранска.
«Это странно, но у нас в регионе в автобусах объявляют остановки на английском и русском языках. А на наших национальных – нет. Нам нужны таблички, объявления остановок, и мы готовы взять на себя разработку этого проекта», – высказался школьный преподаватель Евгений.
Маргарита Лянге поддержала это предложение и сообщила, что активисту нужно написать проект, чтобы под него выделили средства.
«Давайте запустим этот процесс, пускай новые депутаты Думы принимают эти решения, они должны выделить деньги. Со следующего года эти таблички могут появиться. Сейчас вы должны оформить это все в виде бумажного предложения», – порекомендовала Лянге.
В качестве предложений для поддержания и сохранения языка эксперты также предложили продвигать национальные языки в интернете. По мнению специалистов, язык должен развиваться в гаджете. Для того, чтобы эта идея воплотилась в жизнь, нужно привлекать методистов для разработки и средства из бюджета.
«Для обеспечения конституционных прав языка нам нужна техническая история, однозначно. Нужны и деньги из бюджета, но даже при всем этом не факт, что язык будет жить, потому что мотивация у молодежи для изучения не появляется», – заметила Лянге.
Она уже обратилась к представителям мордовских вузов с предложением о вводе дополнительных баллов для студентов, кто сдает родной язык при поступлении. По мнению эксперта, это станет большим стимулом для молодежи. В свою очередь преподаватели вузов ответили, что в настоящее время экзамен по родному языку проводится в традиционной форме, а не в форме ЕГЭ, поэтому вопрос с дополнительными баллами будет вынесен на отдельное открытое обсуждение.
«Нужно готовить эту идею и готовить старшеклассников к ней, чтобы они были замотивированы, тогда у этой идеи есть перспективы», – заключил преподаватель родного языка в школе Александр.
Фото: Konstantin Kokoshkin / globallookpress.com