Минэнерго не видит смысла в новых мерах по стабилизации рынка топлива. Экспорт бензина и так сократился почти до нуля, а на бирже продается больше нефтепродуктов, чем это предусмотрено действующими нормативами. При этом цены на топливо не спешат снижаться. Аналитики отмечают, что реально ситуация не изменилась, а основной расчет делается на сезонное снижение спроса.
Министерство энергетики РФ не видит сейчас острой необходимости в запрете экспорта бензина, но продолжает следить за ситуацией на рынке, заявил министр энергетики Николай Шульгинов в интервью телеканалу «Россия 24». Также в ведомстве не считают нужным увеличивать нормативы биржевой продажи нефтепродуктов до 20%.
Все хорошо, прекрасная маркиза
«У нас и так топливо на биржу поставляется больше норматива, поэтому дальнейшее увеличение может привести к снижению производства в случае, если экономика поставок ухудшится. Считаем, что текущих мер достаточно», – пояснил министр. По словам Шульгинова, сейчас на рынке наблюдается тенденция к снижению стоимости топлива в связи с принятыми правительством мерами и окончанием сезона повышенного спроса.
Ранее о стабилизации ситуации с ценами на бензин говорил вице-премьер Александр Новак. Главной причиной этого он назвал сокращение практически до нуля экспорта нефтепродуктов. «Запрет не делали, договорились с компанией «Сургутнефтегаз», основным экспортером. Они весь объем бензина поставляют на внутренний рынок. Поэтому не видим никаких рисков повышения цен, и наоборот видим тенденцию к восстановлению оптово-розничного рынка», – подчеркнул Новак.
Концепция изменилась
Напомним, еще в начале августа на совещаниях под руководством вице-премьера всерьез обсуждалась возможность введения запрета на экспорт нефтепродуктов для снижения внутренних цен на топливо. «ФедералПресс» писал об этом.
«Основной причиной отказа от идеи запрета на вывоз нефтепродуктов за рубеж, на мой взгляд, является недавняя новость, что экспорт бензина из России и так упал практически до нуля. «Сургутнефтегаз», являющийся основным экспортёром топлива из РФ, по договорённости с правительством перенаправил свои мощности на внутренний рынок. На этом фоне рост биржевых цен на бензин либо прекратился, либо перешёл в небольшую коррекцию в зависимости от марки топлива. Кроме того, позитива добавляет тот факт, что «Роснефть» в преддверии выборов снизила розничные цены на бензин на 40 копеек», – говорит аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман.
По мнению главного аналитика по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов компании «Петролеум Трейдинг» Андрея Дьяченко, всерьез опцию с перекрытием экспортных поставок нефтепродуктов никто и не рассматривал.
«Ставка и в августе, на пике этой темы, была в основном на снижение спроса с окончанием лета и на снижение котировок на экспортных направлениях. Хотя экспортная составляющая для бензинов не настолько критична для внутреннего рынка, как для дизеля – на внешний рынок уходит 10-20% производства», – отмечает эксперт.
По мнению Дьяченко, серьезно изменить ситуацию на рынке сейчас не получится.
«Ремонты НПЗ нужны, но задержки с поставками оборудования из-за рубежа временами затягивают сроки. Объемы производства близки к максимальным возможным. Скорость поставок по РЖД тоже ограничена. Поэтому главная задача сводилась и сводится к сдерживанию роста котировок «уговорами». Пока достигнуть этого удалось. Но насколько в этом заслуга регулятора, а насколько изменение конъюнктуры? Оптовые котировки немного снизились относительно пиков, но продолжают оставаться в зоне исторических максимумов. Экономика независимых АЗС качественно не изменилась. Поэтому сказать, что давление на розничном рынке в сторону повышения уже ушло, я не могу. Ситуация продолжает оставаться непростой. И расчет - на сезонное снижение ажиотажа», – резюмирует Андрей Дьяченко.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин