В Свердловской области малый и средний бизнес впервые начал выпускать облигации. В августе ценные бумаги выпустила фирма «4К», работающая в сфере образования, а уже на этой неделе размещение проведет инжиниринговая компания «Реиннольц». О том, в чем преимущества нового вида финансирования перед банковскими кредитами, кто покупает облигации малоизвестных компаний и какую поддержку оказывает государство, – в материале «ФедералПресс».
Первые ласточки
Компания «4К» была основана всего несколько месяцев назад, но уже успела выпустить коммерческие облигации на 25 млн рублей. В отличие от биржевых, они распространяются только по закрытой подписке. Облигации размещены по ставке 8,5 % – примерно как у банковских кредитов. В дальнейшем фирма планирует привлечь таким способом до миллиарда рублей. Как рассказала журналистам замдиректора «4К» Екатерина Прудникова, деньги пойдут на развитие проекта «Школа под ключ»: компания предлагает комплексное управление образовательными учреждениями.
«Заем направлен на реализацию проекта, который уже готов к запуску. Круг инвесторов был определен заранее», – сказала Прудникова.
«Реиннольц» выбрал другую стратегию: фирма решила разместить биржевые облигации на 1,5 млрд рублей. Ожидается, что они появятся на бирже уже послезавтра. По словам гендиректора компании Павла Блохина, ставка будет выше, чем у банковских кредитов, но «Реиннольц» может привлечь субсидии для погашения части купонного дохода.
«Если это сработает, итоговая ставка окажется даже чуть-чуть ниже», – заявил он корреспонденту «ФедералПресс».
Государство готово субсидировать малым и средним предприятиям две трети ключевой ставки, объясняет министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова. На сегодняшний день это более 4 процентных пунктов.
«С инвесторами ты всегда говоришь о будущем»
Как объясняет директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев, облигации имеют несколько преимуществ перед банковскими кредитами. В частности, фирма-эмитент может более свободно распоряжаться полученными деньгами, самостоятельно определять ставку и срок погашения облигаций. Важным фактором является и отсутствие залога: по словам Павла Блохина, под кредит на полтора миллиарда потребовалось бы заложить активы вдвое большей стоимости. Наконец, банки более тщательно проверяют историю заемщика и его внутреннюю документацию, в то время как покупателей облигаций скорее интересуют планы эмитента.
«С банками ты говоришь о прошлом, а с инвесторами ты всегда говоришь о будущем», – говорит Блохин.
В основном биржевые облигации малых предприятий готовы покупать физические лица, хотя якорным инвестором может выступать «МСП Банк» или даже СОФПП. Если в будущем компания получит хороший кредитный рейтинг, она сможет привлечь и крупных биржевых игроков, поясняет Пиличев.
«В начале прошлой недели к нам приезжали представители владельцев облигаций. Владельцы – физические лица, средний чек, скорее всего, составит 100-200 тыс. рублей. Примерно четыре часа мы провели в общении, свозили их на производство, показали все этапы создания продукта. Это очень требовательная публика: несмотря на небольшие чеки, это деньги, за которыми люди следят и к которым относятся очень ответственно», – рассказывает Блохин.
Директор Фонда содействия инвестициям Илья Сулла сообщил, что сейчас СОФПП консультирует по выпуску облигаций около 10 компаний, еще столько же заинтересовались проектом после недавнего семинара в екатеринбургской «Точке кипения». Второе аналогичное мероприятие состоится 21 сентября. Вероятнее всего, до конца года облигации разместят еще две или три свердловских фирмы. Сферы работы потенциальных эмитентов различны: медицина, машиностроение, легкая и химическая промышленность.
«История может стать если не массовой, то широко распространенной», – прогнозирует Сулла.
Фото: Anton Belitsky/Global Look Press