Почти 50 победителей и финалистов конкурсов «Лидеры России» и «Лидеры интернет-коммуникаций», а также выпускники программы «Женщина-лидер» снова встретились в Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» на обучении очного модуля программы «Развитие аутентичного лидерства через театр компетенций». На этот раз с помощью театральных техник и практик слушатели будут формировать собственный аутентичный стиль лидерства. «Таланты и команда (Сенеж как место силы)» – так называется модуль, с помощью которого участники будут развивать свое лидерство. В ходе обучения каждому предстоит поработать со своим эмоциональным интеллектом, эмпатией, умением не только объяснять, но и слышать и слушать других, а также раскрыть нестандартность своего мышления.
«Эмоциональный интеллект не так давно стал цениться у кадровиков и управленцев, желающих получить высокооплачиваемую, престижную и интересную работу. Раньше казалось, что по системе установленных правил и KPI можно решить все управленческие вопросы: если правильно распланировать, внедрить систему управленческого контроля, отслеживать все задачи по сетевым графикам, то можно прийти к своей цели. Потом выяснилось, что это не так, особенно, если вы управляете большим количеством проектов и работаете с разными командами и людьми», – с таких слов начал панельную дискуссию начальник управления президента РФпообщественным проектам Сергей Новиков.
Сергей Новиков уверен, что для убеждения людей идти к общей цели, необходимо уметь управлять их вниманием, мотивировать и делегировать задачи, а также другие «soft skills». Эти навыки и умения управлять людьми основываются не на директивных методах, а на так называемой «мягкой силе».
«И здесь театральные приемы очень хорошо помогают. Театр, как и любое искусство, литература – это управление вниманием, и они не дадут вас обмануть. В искусстве важно не только завладеть вниманием, но и оправдать – попасть в ожидания аудитории, которые могут отличаться от ваших собственных. Управленческие компетенции – это также и управление вниманием, и в этой программе «Театр компетенций» вы сможете необходимые для этого навыки почерпнуть и понять, где их можете применять на практике», – подытожил свое обращение к участникам Сергей Новиков.
Участники модуля «Таланты и команда (Сенеж как место силы)» на протяжении нескольких дней будут самостоятельно, а также, помогая друг другу, раскрывать индивидуальный творческий потенциал и учиться выстраивать команды из абсолютно непохожих людей с целью достижения инновационных результатов.
Генеральный директор президентской платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров назвал программу «Театр компетенций» очень необычной и нестандартной, в которой нет места шаблонным решениям и специальным «рецептам». По словам Комиссарова, в ней применены театральные техники и практики. Кроме этого, в программе переплетаются две самых важных функции современного лидера: познание себя, поиск своего стиля лидерства и познание и улучшение качества жизни других людей и общества в целом.
«Слушатели программы будут рядом с необычными людьми – учиться «слышать» цвет, «видеть» музыку и воспринимать мир по-иному. На меня несколько лет назад произвело сильное впечатление интересное прочтение оперы «Иоланта» в московском театре «Геликон-опера» в постановке Сергея Новикова, который здесь присутствует. Главный месседж заключался в том, что сегодня мы с современными гаджетами и нынешним подходом к жизни стали более «слепыми», чем люди, которые не видят мир с рождения. Это важный посыл ко всем нам. Уверен, что после завершения программы, многие из вас станут воспринимать окружающий мир иначе и откроют в себе новые лидерские качества», – выразил надежду Алексей Комиссаров.
Проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Мария Афонина назвала эту программу экспериментальной. Специально для нее в Мастерской управления была создана «Шкатулка» – образовательное арт-пространство, которое напоминает советскую экспериментальную студию дизайна «Сенеж» в Солнечногорске, прославившуюся своими выдающимися результатами.
«Мы попытаемся через искусство, инклюзивный театр и специально созданное художественно-образовательное пространство научить слушателей быстрой адаптации в нашем меняющемся мире, коммуникации с новыми людьми и принятию нестандартных решений. Мы знаем, что именно через искусство каждый из нас может понять свою ценность и потенциал, сможет «увидеть» и почувствовать другого человека, проникнуться его заботами и проблемами, проявить эмпатию, узнать, чем живет человек, и что его волнует. Это очень важно для лидеров и активных людей, которые стремятся вперед, и за которыми идут другие. Это и называется аутентичный лидерский и творческий потенциал. Раскрыть его, помочь проявиться – это цель нашей программы», – рассказала Мария Афонина.
Открытием программы стала панельная дискуссия, на которой спикеры совместно с участниками обсудили принципы по формированию разноплановых команд, а также те качества, которыми должны обладать лидеры, чтобы понимать разных людей.
«Один из критериев, важных для команды и ее построения – доверие внутри коллектива и общая позиция по отношению к тому, чем вы занимаетесь. Начав работу в Президентском фонде культурных инициатив, взаимодействуя с творческими людьми, мы внутри приняли решение лояльного и очень внимательного отношения к нашим заявителям. Сейчас мы оказываем поддержку в разных вопросах, всегда открыты к диалогу. Вижу, как и наша команда формируется, принимая такие же принципы и так же налаживая работу внутри – с доверием, с вниманием друг к другу, с любовью к делу, которым мы все занимаемся», – поделился в ходе выступления генеральный директор Президентского фонда культурныхинициатив Роман Карманов.
Президент ассоциации «МАКО», председатель Координационного совета ОПРФ по развитию сообществ молодых специалистов Ольга Голышенкова высказала мнение, что, если лидер хочет собрать команду, где каждый будет чувствовать себя комфортно, он должен в первую очередь быть честным и открытым.
«Главный принцип – быть всегда открытым и быть в фокусе людей, с которыми работаете вместе. Это как в командном спорте и как в театре на сцене: вы чувствуете партнера рядом, знаете его сильные и слабые стороны – они открыты для вас, вы знаете свои сильные и слабые стороны и честно себе и другим в этом признаетесь. Тогда вы становитесь командой, тогда есть шанс делать нечто большее и работать с партнерами над сверхзадачей. Усилия и таланты каждого из нас могут сочетаться в единую формулу, и тогда команда становится ценной для каждого члена команды», – обратилась к участникам Ольга Голышенкова.
Заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Бетин поднял тему эмоциональной составляющей – неотъемлемой части командой работы.
«Если мы говорим о рациональном, это голова. Но рациональное часто заводит в тупик. А есть любовь, сердце. Для настоящего решения всех вопросов нужно слушать сердце. И когда ты дополняешь рациональное, получается результат», – констатировал Бетин.
Заместитель губернатора Нижегородской области отметил, что чиновник, который не чувствует себя счастливым, не сделает и граждан счастливыми. Спикер сказал, что чиновники – такие же люди, и многие госслужащие часто испытывают выгорание, потому что у них нет признания и понимания, и они не слышат о себе позитива из своих каналов коммуникации.
«Поэтому мы много вкладываем в то, чтобы человек почувствовал значимость своей работы. И это одна из важнейших задач, которые стоят в стране: если мы научимся уважать, ценить и любить друг друга сердцем, мы дадим феноменальный результат», – объяснил слушателям Андрей Бетин.
Первый замглавы администрации Солнечногорска Александр Дудник поделился своим опытом по выстраиванию сильной команды, каждый член которой настроен на результат.
«Каждый руководитель должен быть хорошим психологом: он должен мотивировать, уметь заинтересовать сотрудника. Также наша задача, создать комфортную атмосферу в коллективе, грамотно распределять задачи. Должна быть «химия» в работе, то есть человеку должно быть интересно выполнять задачи. Тогда у него будут гореть глаза, он будет грамотно решать задачи. Если «химии», как в отношениях между людьми, нет, то и результата не увидим, а результат – главный критерий оценки нашей работы», – подчеркнул Александр Дудник.
Программа «Развитие аутентичного лидерства через театр компетенций»представлена в уникальном творческом стиле, где образовательная составляющая подается через призму танца, живописи и даже инклюзивного театра.
Директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Марина Лошак рассказала на панельной сессии об опыте взаимодействия талантов в одной команде. Ключевым принципом она считает изменение себя самого и выстраивание себя как личности.
«Работать как жить – это и есть принцип. Делая что-то вместе, мы должны чувствовать себя не случайно собранными вместе людьми, а счастливыми, делая что-то важное для всех. И способов, как это сделать, много», – считает Марина Лошак.
Директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина уверена, что, если лидер хочет взять себе в команду исключительную личность, ты он должен четко ответить себе на вопрос, почему именно этого человека хочет получить.
«Музей сегодня – сугубо командная история. Если человек интроверт, а в музее много интровертов, то его нужно вытаскивать в экстравертную жизнь, давая почувствовать вкус этой жизни, не заставляя его. Важно идти по пути ошибок, все время ошибаться и вступать в зону дискомфорта. Помочь войти в другую воду, ставить трудновыполнимые задачи, гордиться собой и тогда вставать в позу героя», – объяснила свою точку зрения Марина Лошак.
Заместитель руководителя Россотрудничества, основатель центра творческих проектов «Инклюзион» Дмитрий Поликанов выступил в роли мастера нового модуля. Основная деятельность его центра направлена на популяризацию и развитие инклюзивного театра с помощью постановки спектаклей, разработки методик и развития системы инклюзивного театрального образования в России. С помощью социального театра участники столкнуться с острыми общественными проблемами и научаться коммуницировать с непохожими людьми.
Поликанов объяснил аудитории, что с помощью социального театра человек может осознать всю важность профессионализма и сопереживания. Он также рассказал, чему его научило взаимодействие и работа с особенными людьми в инклюзивной команде.
«Первое, в команде важно разнообразие и должны быть несогласные с тобой люди – они разделяют с тобой ценности, но отличаются от тебя взглядом на задачу. Второе, в общении с людьми нужно проявлять терпение – работа со слепоглухими людьми учит необходимости разъяснять и повторять несколько раз свои мысли. Третье, я понял, как важно вкладываться в людей, не ожидая благодарности – нужно инвестировать в команду свою энергию, время», – постарался донести до участников Дмитрий Поликанов.
За три дня модуля участников ждут необычные мастер-классы и интересные тренинги, например, «Коммуникация через телесное ориентирование», на котором им расскажут о разных способах коммуникации, доверии и способности слышать себя, партнера и окружающее пространство.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский