Лишь в двух из пятнадцати одномандатных округов ДФО победы одержали выдвиженцы не от «Единой России». «Историей успеха» стала победа Александра Скачкова по округу №43 в Забайкалье. О том, как почетный железнодорожник ушел со своего поста не на пенсию, а в Госдуму – в спецпроекте «ФедералПресс» «Кто есть кто в новом парламенте».
Самый состоятельный кандидат на округе
Выборы-2021 отгремели, оставив о себе неоднозначное впечатление. Независимые политологи сходятся в одном: выиграли на этот раз, как правило, те кандидаты, которые сумели изыскать больше средств для финансирования избирательной кампании.
Ничем не выделяется из ряда таких явных фаворитов, обладающих необходимым бюджетом, Александр Скачков. Он занял первое место на выборах по “Читинскому” избирательному округу, покрывающему северную половину Забайкальского края. За него проголосовали 57 995 человек или 38,48 % от числа пришедших на участки.
Доход Скачкова за 2020 год превысил 22,5 млн рублей. Тогда как ближайшие преследователи по избирательной гонке коммунистка Елена Титова (19 %) и справедливоросс Юрий Волков (11 %) задекларировали 1,5 млн и 5,6 млн рублей соответственно. Учитывая финансовые возможности партий, поддержавших своих выдвиженцев, очевидно, что кандидаты на данном округе располагали ресурсами совершенно разного порядка.
Политик ли он, вообще?
Биографию 60-летнего Скачкова несложно изложить буквально в паре предложений. Уроженец Амурской области, 40 лет он безупречно отработал на Транссибе, дослужившись в 2017 году до уровня топ-менеджера – начальника Забайкальской железной дороги. Уже в Чите, в 2019 году, Скачков возглавил региональное отделение “Единой России”.
Забайкальский политолог-единоросс Роман Амплеев, комментируя для успех своего однопартийца, уверяет, что Александр Скачков в сто раз больший руководитель крупнейшего предприятия региона, чем политик. При этом Амплеев отмечает, что начальники Забайкальской железной дороги во все времена считались крупными региональными фигурами и часто призывались во власть.
«Ничего удивительного в избрании Александра Скачкова нет. Он руководил огромным коллективом в несколько десятков тысяч работников, и одно это обстоятельство является серьезным фактором. Плюс, он провел весьма активную избирательную кампанию, встречался с людьми, ездил по районам, успешно «зашел» в соцсети. Соперничать с ним в 2021 году было невозможно, другие кандидаты скромно боролись за второе место», – добавил Роман Амплеев.
Решение зайти в соцсети было действительно было нетривиальным. Скачков играл на гармони, рыбачил с лодки, ездил поздравлять школьников на крутом мотоцикле, летал на параплане и даже пел про “третье сентября”. Нередко подобный креатив вызывал лишь неловкость. Серьезный, строгий управленец так и не сумел вжиться в придуманный для него образ.
Сам Александр Анатольевич неоднократно указывал, что, по роду своей деятельности, уже много лет занимается в том числе и той работой, которую планирует выполнять в новом качестве.
«По сути, я системно занимаюсь тем, что должен делать на округе действующий депутат», – заявлял Скачков ещё 24 июня.
Сход вагонов и смытый мост
Политические оппоненты Скачкова чаще всего ставят ему в упрек аварии на ЗабЖД. И действительно, только в этом году на забайкальской магистрали произошел целый ряд серьезных происшествий. В том числе не менее десяти раз вагоны сходили с рельсов.
В середине июля с рельс сошли 34 грузовых вагона. Не прошло и десяти дней, как железнодорожный мост на перегоне Укурей-Куэнга был разрушен наводнением. Обвинять Скачкова в стихийном паводке, конечно, не следует. А вот похвалить за оперативное решение проблемы стоит: движение по Транссибу было восстановлено в рекордные сроки.
«Я не профессиональный политик, а человек из реального сектора экономики. Основными своими соперниками считаю отсутствие хороших дорог, необходимость в срочном ремонте школ, поликлиник, нехватку рабочих мест, транспортные проблемы. С этими соперниками я буду бороться», – признался тогда Скачков.
Увы, этим перечень драматичных для ЗабЖД событий не ограничился. 3 августа на участке Чернышевск – Жирекен вновь столкнулись поезда, причем с рельсов сошли пять цистерн с ракетным топливом, не менее 90 тонн которого вылилось, попав в почву и грунтовые воды.
Оппозиционные телеграм-каналы тогда острили, что у забайкальца теперь только два пути: либо Москва, либо Колыма. И ставили его выдвижение в депутаты в заслугу политтехнологам.
Впрочем, едва ли лозунгами и предвыборной кампанией следует объяснять выбор жителей региона. Все упомянутые происшествия обошлись без жертв. И в целом статистика, на фоне предшествующих лет, далеко не самая худшая.
Трудовая доблесть и админресурс
Едва ли не стержнем предвыборной риторики Скачкова стала борьба за присвоение Чите почетного звания «Город трудовой доблести». Именно глава ЗабЖД выступил с этой идеей в еще марте. Всю весну и лето шла активная кампания в поддержку данной инициативы. Повсеместно она сопровождаясь фотографией кандидата. В итоге поддержали идею более 250 забайкальцев. И пусть не с первой попытки, не в мае, но в сентябре, город почетное звание получил. Теперь здесь поставят стелу.
Единороссов на заключительном этапе поддерживал и глава региона Александр Осипов. Двумя годами ранее он выиграл выборы с триумфальным результатом 89,6 %. В своих агитационных материалах Скачков рассказывал, что Осипов «попросил» его участвовать в выборах.
О своей обученности лоббизму Александр Скачков рассказал, отвечая на шутливый вопрос генерал-лейтенанта Андрея Гурулева, который также избрался в Госдуму от Забайкалья, но по списку «ЕР». Дело было на мероприятии “Ночь выборов” 19 сентября.
«Нам не давали денег на детсады в Хилке и Зилово, мы нашли и строим», – заявил тогда Скачков.
Остаётся надеяться, что привлечение иных средств, жизненно необходимых дотационному региону, Скачкову удастся пролоббировать в новой должности. Правда, речь идет уже не о миллионах рублей, и даже не о миллиардах, а о куда более значительных суммах.
Фото, видео: instagram.com/skachkov.zabkray