«Газпром», «Роснефть» и «Норникель» возглавили опубликованный Институтом стратегических коммуникаций и социальных стратегий (ИНСТРАТКОМ) «Рейтинг социальной ответственности крупнейших российских ПАО – 2021». О значении подобных рейтингов и о том, почему крупные компании дорожат своим местом в них – в материале «ФедералПресс».
В рейтинг вошли 50 крупнейших публичных компаний России, которые в последние три года реализовывали социально значимые проекты в следующих областях: благотворительность, дополнительная социальная поддержка сотрудников, развитие инфраструктуры мест пребывания компаний, образовательные и научные программы.
Важной особенностью рейтинга является его ориентированность на результат для «конечного потребителя». «Анализируемые компании уже показывают себя социально ориентированными, но основная задача – оценить именно результат от их деятельности, отследив общественную реакцию на инициативы», – отмечают авторы исследования.
В основу расчетов легли три показателя:
- Коэффициент отношения трат на социальную деятельность к прибыли компании – проще говоря, насколько компания готова делиться;
- Общие расходы на социальную деятельность в 2018 – 2020 гг.
- Коэффициент эффективности проектов для населения: показывает, чьи проекты вызвали наиболее яркий и положительный отклик со стороны СМИ и социальных сетей.
Для большей иллюстративности последний показатель отслеживался по двум временным периодам: до и после начала пандемии. Это позволило оценить, насколько за это время изменились ожидания людей.
Дорого внимание
«ФедералПресс» опросил основных участников рейтинга и узнал, в чем ценность данного ранжирования.
«Ценность подобных рейтингов в том, что это прежде всего ориентир. Мы все друг у друга учимся и смотрим, кто какие проекты реализует. Конечно, важно, что эта работа замечается экспертным сообществом, а не только получателями социальных благ. Нам как компании почетно быть в числе лидеров социальной ответственности», – говорит директор департамента корпоративных коммуникаций ПАО «Русгидро» Марита Нагога.
«Сейчас все говорят о ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance, экологическое, социальное и корпоративное управление – «ФедералПресс»). Но при этом упираются в первую составляющую этого понятия и забыли, что социальная составляющая как была, так и осталась. Каждая компания занимается социалкой в отношении своего персонала, чтобы мы были привлекательным работодателем и могли привлекать квалифицированную рабочую силу. А еще все наши люди живут не на Марсе, а в близлежащих городах, где есть большой объем социальных проблем. Чтобы им комфортно жилось, компании инвестируют в развитие нормального ареала обитания своего бизнеса – это укрепляет бизнес-модель компании. Плюс есть ориентированные государством проекты по развитию спорта, экологической защите, в них мы тоже принимаем участие, считая это значимым для себя», – продолжает Нагога.
Примечательно, что наряду с госорпорациями в рейтинге оказались и частные кампании, в числе которых «Норникель». Это показатель того, что руководство этих предприятий осознает свою ответственность перед сотрудниками и стремится завоевать их лояльность.
«Норникель» работает в моногородах, где жизнь большинства людей напрямую зависит от наших предприятий. Для компании это большая ответственность, поэтому мы не только реализуем собственные социальные программы, но и активно поддерживаем государственные инициативы по формированию здоровой и комфортной городской среды», – поддерживает Нагогу старший вице-президент компании Лариса Зелькова.
Она отмечает, что за последний год значимость таких программ серьезно возросла, поскольку они оказывают существенную помощь в борьбе с пандемией. «Норникель» продолжит реализацию планов как по обеспечению людей достойными условиями для работы и жизни, так и формированию высоких социальных стандартов в наших регионах и в России в целом», – говорит Зелькова.
Марита Нагога из «Русгидро» отметила и еще одну важную составляющую подобных рейтингов. «Мы уже говорили о модном тренде ESG. Все говорят о E, но на самом деле там же есть две другие буквы. Все должны быть. И, конечно же, инвестиционные аналитики все это тоже принимают во внимание», – отмечает представитель «Русгидро».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева