Остров Ольхон на Байкале для местных жителей – место сакральное. А для юристов, строителей, чиновников это клубок головоломок. Здесь сплелись местный менталитет, юридические аномалии и амбиции высших должностных лиц. В итоге даже благая инициатива может довести до тюрьмы, а жители в 21 веке не знают, что такое асфальт. Почему здесь бессильны даже официальные указы и когда на острове появятся нормальные дороги – в материале «ФедералПресс».
Пыль дорог сквозь слезы
Дорогу на острове Ольхон, соединяющую поселок Хужир с переправой на материк, местный житель Евгений Батоев знает наизусть. Будучи водителем, он почти 10 лет ежедневно возит по этому маршруту пассажиров. Минимум один рейс в день, 30 километров туда, столько же обратно. Поэтому все особенности трассы перечисляет с закрытыми глазами. 24 крутых и средних поворота, несколько десятков подъемов и спусков. Ямы и канавы учету не поддаются. По словам Евгения, на дорогу в один конец уходит минимум час.
«И вот час эти 30 километров пробираешься. Сильно не разгонишься, а пускать перед собой, вообще–то, никого не стоит. От передней машины пыль такая поднимется, что невидно ничего. А летом задохнешься, если окна открытыми оставишь. Если дождь, то вообще становись в степи и стой, потому что по глине раскисшей ехать невозможно. Туристам, конечно, нравится, экстрим и все такое. Ну а нам, местным, такой экстрим уже в горле стоит», – жалуется водитель.
Туристы едва не лишились экстрима, а местные – не получили нормальную дорогу, четыре года назад. В августе 2017 года в поселке Танхой Иркутской области Владимир Путин проводил совещание по вопросам экологического развития Байкальской природной территории. В частности, глава государства обратил внимание на жалобы местных жителей и предложил построить дорогу. Однако строить здесь ничего не разрешает закон.
«Дело в том, что на острове Ольхон, который входит в центральную экологическую зону Байкальской природной территории, запрещена добыча общераспространенных полезных ископаемых. Ближайший карьер расположен в Баяндаевском районе на расстоянии 160 км от острова Ольхон, вне центральной экологической зоны», – сказал, будучи губернатором Иркутской области, Сергей Левченко.
Простыми словами, даже обычный гравий нужно возить паромом за 1,5 сотни километров. Это если не считать того, что сам остров – это особая экологическая зона, входящая в нацпарк. Соответственно, строительство дороги через него превращается в такую юридическую головоломку, что даже требования президента недостаточно.
Дорога в тюрьму и сервитут
При словах «дорога», «карьер», «строительство» у жителей Ольхонского района до сих пор недобро загораются глаза. Первым, кто решился хоть как–то обустроить логистику, – был мэр района Сергей Копылов. Чиновник отвел под добычу гравия несколько участков. В дело вмешалась природоохранная прокуратура, в итоге Копылов на три года отправился в колонию. По мнению местных жителей – несправедливо.
Опыт районного мэра повторять никто из чиновников не захотел. Между тем и требования президента никто не отменял. Поэтому стали искать некий компромиссный вариант. После затянувшихся дискуссий водоохранную зону сделали более привязанной к ландшафту, что фактически обеспечило охрану озера Байкал в рамках тех экологических норм, которые прописаны в законодательстве. Кроме того, для реконструкции участков, у которых нет населенных пунктов, ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» оформило ограниченное право пользования – сервитут.
«С целью сокращения срока процедуры согласования на проведение дорожных работ в границах особо охраняемой природной территории, где для охраны окружающей среды ограничена деятельность человека, правительством Иркутской области заключено соглашение с ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» об установлении сервитута в границах национального парка с целью проведения по реконструкции автомобильных дорог, расположенных на о. Ольхон, а также получено согласование Министерства природных ресурсов Российской Федерации о временном размещении строительной площадки для проведения работ по капитальному ремонту «Баяндай – Еланцы – Хужир» на участке км 159+532 – км 161+189»,– пояснили в министерства транспорта области.
За вешки не выходить!
Однако сам по себе сервитут дорогу не построит. В декабре 2020 года между ОГКУ «Дирекция автодорог» и ООО «Дорожно-эксплуатационное» предприятие «БАЙКАЛ–138» был подписан контракт на выполнение капитального ремонта участка дороги протяженностью 5,6 км в Ольхонском районе. Непосредственно работы начались в конце апреля этого года. Отрезок протяженностью 5 км имеет грунтовое покрытие. В рамках работ на дороге устроят земляное полотно и уложат асфальтобетон, устроят водопропускные трубы, нанесут разметку и установят знаки и барьерные ограждения. Для предупреждения негативного воздействия на окружающую среду в рамках госконтракта предусмотрены локальные очистные сооружения с целью сбора и очистки поверхностного стока с покрытия автодороги. Работы будут происходить под наблюдением специалистов «Заповедного Прибайкалья». Последние следят, чтобы рабочие и техника не выходили за вешки, которыми обозначена территория отведенная под дорогу.
«При реализации мероприятий по капитальному ремонту вышеуказанного участка автомобильной дороги сложности по устройству локальных очистных сооружений отсутствуют. Контроль за ходом вышеуказанных мероприятий осуществляет ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», – заявили в областном минтрансе.
Программа рассчитана на 2 года. В 2022 планируют доделать начатые 5,5 километра и сделать еще 1,5 километра. На участке с отметками: 159,5 км по 161,1 км. Стоит напомнить, что всего таких километров более 30. Но это перспектива 2024 года, заявляют в минтрансе. То есть в лучшем случае спустя 7 лет поручение президента удастся выполнить. Сколько это будет стоить, пока окончательно неясно. Первоначальная стоимость проекта оценивалась в 2 миллиарда рублей, но затем она несколько раз корректировалась. В сторону увеличения, разумеется.
Фото: РИА Новости / Кирилл Шипицин, Konstantin Kokoshkin / Russian Look / globallookpress.com, Ulf Mauder / dpa / globallookpress.com, Andrey Nekrasov / imageBROKER.com / globallookpress.com, pxfuel.com