До начала зимы россияне должны заплатить имущественные налоги. Налоговая служба уже начала рассылать соответствующие уведомления гражданам. Однако, к сожалению, в этом году многие налогоплательщики столкнулись с ошибками. Какие проблемы случаются с налогами и как поступать в случае их обнаружения – в материале «ФедералПресс».
К 1 декабря россияне должны оплатить налог на имущество, а также земельный и транспортный налоги за 2020 год. В налоговой службе заявляют: в случае неполучения уведомления можно обратиться в налоговую инспекцию или в отделения МФЦ. Кроме того, разобраться в направленных гражданам налоговых уведомлениях поможет новая промостраница на сайте ведомства.
Посчитали роскошью
Одна из распространенных ошибок – неверно высчитанный транспортный налог. Житель Ульяновской области рассказал, что налоговики почему-то посчитали, что принадлежащий ему автомобиль подпадает под налог на роскошь.
Отметим, что для автомобилей стоимостью более 3 млн рублей действующим налоговым законодательством установлены повышенные ставки налога. Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента 1,1, который действует в отношении легковых автомобилей не старше трех лет средней стоимостью от 3 до 5 млн рублей включительно. Такие автомобили занесены в специальный перечень, который ежегодно готовится Минпромторгом России. Но автомобиль ульяновца в этот список не входит. Несмотря на это, он получил требование заплатить «повышенный налог».
Юристы советуют в таком случае обжаловать требование – направить свои возражения в письменном виде в налоговую службу. Сделать это можно через личный кабинет налогоплательщика. В ФНС должны пересчитать налог и выставить скорректированную сумму.
Несуществующие долги
Другая проблема – гражданин заплатил налоги, а долги по ним все равно «висят». Более того, случается, что на несуществующий долг еще и начисляются пени. В таком случае для урегулирования ситуации гражданину придется приехать в инспекцию лично.
Как пояснил «ФедералПресс» адвокат Григорий Сарбаев, проблема кроется даже не в ошибках, поскольку от них не застрахована никакая система.
«Беда в том, что у нас фактически установлена презумпция виновности налогоплательщика. В случае каких-то разночтений все сомнения толкуются в пользу налоговой службы», – отметил Сарбаев.
При этом он признал, что привлечь к ответственности конкретного сотрудника, который допустил ошибку, практически невозможно. Сарбаев также посетовал, что подчас дозвониться до чиновников нереально, на письменные обращения ответ формируется, только когда истекает 30-дневный срок.
«Совет для всех один – проверяйте и перепроверяйте то, что присылают вам из налоговой и факт получения тех документов, которые вы туда отослали», – сказал эксперт.
Два дома, две квартиры
Отдельная беда – с личными кабинетами налогоплательщиков. С одной стороны, россияне признают – удобно выполнить ряд операций, не выходя из дома. С другой – именно с интернет-кабинетами связан целый пласт ошибок.
По мнению управляющего партнера VIP Consult, налогового консультанта Ольги Гольцевой, проблемы с личными кабинетами стали массовым явлением.
«Ошибки встречаются самые разные: например, в кабинете «висят» переплаты, которых в реальности не оказывается. Сплошь и рядом неправильно рассчитан транспортный налог. В моей практике был случай, когда девушке на простенькую малолитражку приходил транспортный налог на десятки тысяч рублей – словно она на самолете передвигается. Была допущена ошибка, которую в налоговой почему-то не исправляли годами. И каждый раз гражданка должна была оспаривать посчитанные ей налоги», – рассказала «ФедералПресс» Гольцева.
Она также отметила, что частой проблемой является «удвоение» объектов недвижимости, когда у налогоплательщика вдруг оказывается два дома или две квартиры.
Собеседница издания советует регулярно отслеживать данные в налоговом кабинете, при необходимости заказывать сверку налогов в ФНС и в случае возникновения вопросов – сразу задавать их инспекторам.
Фото: Федерал Пресс / Евгений Поторочин, инфографика: Федерал Пресс / Елена Майорова