Главы МИД России и Белоруссии 10 ноября подписали программу согласованных действий по внешней политике. Дипломаты подчеркнули особую важность этого подписания на фоне усиления недружественной риторики в отношении Москвы и Минска. В то же время в политических кулуарах не утихают разговоры о внутриполитической интеграции двух стран. В частности, речь идет о создании Союзного парламента, куратором которого может стать спикер Госдумы Вячеслав Володин. Насколько такой сценарий реалистичен и какие очертания будут приобретать совместные политические институты России и Белоруссии – в материале «ФедералПресс»
Слухи об ускорившейся интеграции подхватывают СМИ и политические телеграм-каналы. Например, намедни «Незыгарь» опубликовал информацию о готовящихся выборах в Союзный парламент, которые якобы поручено курировать спикеру Госдумы Вячеславу Володину. Голосование, по версии инсайдеров, может состояться в 2023 году. Ряд политологов допускают, что такой сценарий действительно возможен.
«Перспективы избираемого парламента есть, но чтобы он превратился во что-то реальное, ему нужно дать ему какие-то функции, – считает политолог Дмитрий Журавлев. – Та же самая проблема существует у Европарламента, созданного под Лиссабонскую конституцию, которую не приняли. В результате Европарламент превратился в «междусобойчик»»
Также среди потенциальных кандидатов на должность главы Союзного парламента инсайдеры называют губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, губернатора Ленобласти Александра Дрозденко и самого президента Белоруссии Александра Лукашенко.
Однако, по словам политолога Ильи Гращенкова, парламент де-факто уже есть. Но нет смысла делать его избираемым, потому что Союзное государство сочетает в себе, в том числе, функции международной организации.
«У нас есть Союзное государство, оно функционирует. У него есть исполнительная власть. Парламент двухпалатный. Его можно поменять, изменить принципы формирования, но я не вижу в этом необходимости, как и устраивать из этого что-то аналогичное Государственной думе», – считает Гращенков.
По словам эксперта, Россию сегодня интересует «заход» на поле белорусской экономики. Поэтому возможно расширение совместных программ – создание единого экономического блока и финансовой системы.
«Например, [вряд ли страны интересует интеграция] в области уголовного права. В одной стране есть смертная казнь, в другой – нет. Как здесь унифицируешь? Это принципиальные вещи, которые Союзом не решить. Только лишь полным объединением, но никто его осуществлять не собирается», – отмечает Гращенков.
Если избираемый парламент все же возможен, то прогнозировать создание дополнительных политических структур, вроде официального лидера Союзного государства, политологи не спешат.
Пиар-ход
Как отмечает собеседник «ФедералПресс» из числа бывших сотрудников Кремля, создание Союзного государства и Союзного парламента Беларуси и России зашло в тупик еще в начале нулевых.
«Белоруссия готова была на наднациональную интеграцию, пока Александр Григорьевич видел себя наследником Ельцина. Потом он понял, что у Ельцина есть более молодой и энергичный наследник», – отмечает собеседник.
На сегодняшний день, по словам собеседника, сам белорусский лидер не допустит создания конфедерации или федерации с участием Белоруссии, поскольку ему придется делить власть в подконтрольном регионе.
«Пока я по определению не верю, что Белоруссия позволит наднациональным институтам иметь хоть какие-либо полномочия», – коротко резюмирует собеседник «ФедералПресс».
Вместе с тем, согласно официальной повестке, интеграционные процессы находятся в самом разгаре. В 2021 году уже были сделаны многочисленные попытки завершить «долгострой». В апреле обсуждалась возможность разработки совместной стратегии пограничной безопасности на 2023–2027 годы. Совсем недавно – в ноябре, были утверждены 28 союзных программ. По официальным сообщениям, эти программы представляют собой скоординированную макроэкономическую стратегию, принципы единого налогообложения и основы политики в кредитно-финансовых, банковских сферах, промышленности и сельском хозяйстве.
Официальным лицом интеграции помимо Владимира Путина и Александра Лукашенко стал Дмитрий Мезенцев – государственной секретарь Союзного государства, который в конце нулевых, начале десятых был губернатором Иркутской области, а затем – членом Совета Федерации. В недавнем интервью журналисту ВГТРК Сергею Брилеву он рассказал о работе, в том числе над символикой Союзного государства. Чуть раньше – в 2019 году – Лукашенко также заявлял о возможности создания единой валюты, которой будет рубль, но не российский или белорусский.
Политолог Павел Салин склонен полагать, что на самом деле перспектива создания полноценного Союзного государства сегодня стремится к нулю. Единственным направлением, где возможно реальное сотрудничество, остается военно-политическое. «Оно касается, в частности, гибридных операций. Например, вопрос об инициативе с беженцами [на польской границе] – это только идея Лукашенко или ее подсказали в Москве, которая тоже не против создать напряженности на прибалтийском и польском направлениях?», – размышляет Салин.
Сами же разговоры о создании полноценного Союзного государства Салин склонен называть пиар-ходом для поддержания реноме «определенных игроков».
Фото: kremlin.ru