В России известно немало интересных памятников истории и культуры и еще многое предстоит найти. Нередки случаи, когда строители, проводя дорогу или возводя жилой дом, обнаруживали стоянку первобытного человека или средневековое здание. Такие объекты охраняет действующее законодательство, и девелоперы его соблюдают. Теперь же в него предполагается внести изменения, которые сильно осложнят их работу. Подробности – в материале «ФедералПресс».
До конца текущего года в Государственной думе планируется рассмотрение поправок в федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Они призваны улучшить сохранение старинных домов, монастырей, музеев, древних поселений. Ими, в частности, предусмотрен запрет строительства на территории того или иного памятника или ансамбля новых капитальных объектов или изменение существующих за исключением проведения работ по их реставрации.
Однако, несмотря на благие цели, заложенные в поправках, у них есть ряд недостатков, которые могут сильно затормозить реализацию строительных проектов в нашей стране. Поэтому объединение «Опора России» направило вице-премьеру Марату Хуснуллину письмо, попросив его не поддерживанть изменения в федеральный закон.
Суть проблемы кроется в следующем. Сейчас правительство устанавливает критерии определения границ территорий, на которых могут находиться археологические памятники, и принимает соответствующий проект постановления, если предположение подтвердятся (его разрабатывает Министерство культуры России).
Теперь же, как говорится в письме «Опоры России», находящийся в Государственной думе законопроект предусматривает изменение принципа определения территорий, в отношении которых будет проводиться историко-культурная экспертиза. Ее теперь хотят проводить для всех территорий. Тем самым будет введена повсеместная обязательная экспертиза и одновременно установятся излишние административные барьеры для девелоперов.
Если же все-таки на какой-нибудь строительной площадке будут обнаружены остатки древнего здания, то оно должно быть изучено. Разрешения же на исследования археологических объектов выдаются на основе заключения специалистов Российской академии наук, они же проводят экспертизу результатов проведения археологических работ. Все это занимает много времени, и пока раскопки и экспертизы не закончатся, строительство будет простаивать не один месяц.
В свою очередь порядок проведения историко-культурной экспертизы, количество предусмотренных в ней работ и порядок формирования цен на них носят непрозрачный характер. Действующее с 2009 года положение о государственной историко-культурной экспертизе предусматривает чересчур завышенные требования к экспертам.
Также в данном документе не определен размер платы за подобную экспертизу, ее сроки четко не регламентируются, тогда как застройщик обязан сдать возводимый им объект в определенный срок и подключить его к энергосетям. Задержка ввода влечет за собой выплату пеней для девелопера, и неважно, виновата ли в ней историко-культурная экспертиза или что-то еще (кстати, обжаловать результаты экспертизы сложно трудно, так как основания для этого никак не расписаны).
В итоге «Опора России» прогнозирует, что после внесения предлагаемых изменений в федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» строительный бизнес столкнется с большими проблемами, что затруднит возведение новых жилых домов и социальных объектов – слишком уж много времени потребуется на проведение историко-культурной экспертизы.А еще возникнут дополнительные затраты на оплату услуг специалистов, которые будут ее проводить, вырастут сроки строительства и, естественно, его стоимость. Все это ударит в конечном счетепо кошелькам простых граждан.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева